tanaca
|
|
| |
« Ответ #28 : 17 ноября 2014, 09:35:49 » |
|
Можно прямо здесь разобрать краткое изложение, а вся остальная книга подробное описание этих практик:
1. Твой внутренний, психический мир – это мир восприятий и состоящих из них состояний. Что бы ты ни испытывала, в переживаемом тобою всегда можно различить (при должной тренировке) отдельные восприятия. Восприятия эти могут быть приятными для тебя в данный момент или неприятными или, как кажется, безразличными, нейтральными. Восприятия делятся на несколько типов: эмоции, мысли, желания, ощущения и уверенности. Такое разделение восприятий именно на эти классы не является продуктом чисто интеллектуальных упражнений в классификации. Просто в том случае, если ты упорно и последовательно различаешь свои восприятия, то они естественным образом сами расслоятся на эти пять классов. Почему этого не сделали раньше? Почему в психологии до сих пор можно встретить самые вычурные способы дихотомии восприятий? На этот вопрос мне ответить сложно. Видимо, психологи уделяют слишком много внимания теоретизированию и произведению впечатления на самих себя и на неофитов, и слишком мало – реальному, практическому наблюдению за своими восприятиями. Официальная психология является, увы, кастовой, цеховой дисциплиной, где люди озабочены не поиском истины, а поддержанием своего статуса психолога. Между тем никакая наука, не опирающаяся на четкое различение восприятий человека, не может считаться психологией. Можно сказать и иначе. Никакая разновидность «психологии», не опирающаяся, как на фундамент, на излагаемую здесь Селекцию восприятий, психологией называться не имеет права. Я представляю себе возмущение тех, кто считает себя психологом, но от своего утверждения не откажусь. Впрочем, опыт показывает, что для них это не имеет никакого значения – они живут в своем замкнутом мире дипломов и «школ», витают в туманных эмпиреях эзотерических представлений и расплывчатых понятий, где никогда нет никаких проблесков ясности. В этом они пытаются дотянуться до абсурдных дисциплин вроде философии или богословия, что делает их занятия столь же бессмысленным и бесполезными. 2. Нет никакого закона природы, который бы обязывал тебя испытывать неприятные восприятия и состояния. Это звучит просто, но на самом деле ясное осознание этого факта может перевернуть твою жизнь. Ты просто не обязана испытывать неприятные состояния. Прежде всего к ним относятся негативные эмоции (НЭ) и состоящие из них негативные состояния: злость, ненависть, жалость к себе, скука, презрительность, обида, ревность, уныние, раздражение, депрессия и прочие и прочие другие. Это стоит того, чтобы прочесть еще раз: нет никакого такого закона природы, который обязывает тебя всё это или часть этого испытывать. Возможно, это покажется непривычным или даже удивительным, но тем не менее это факт: восприятиями и состояниями можно управлять, их можно выбирать, можно заниматься инженерией восприятий. И не так уж сложно научиться шаг за шагом испытывать всё меньше и меньше НЭ, устраняя их. Здесь требуется пояснение. Нет никакого смысла подавлять НЭ, то есть делать вид, что ты их не испытываешь, а на самом деле «кипеть изнутри». Подавление не ведет к освобождению от НЭ, к насыщенной жизни. Бессмысленно оправдывать НЭ, бессмысленно «принимать их как есть» или «испытывать но не вовлекаться» и заниматься прочим словоблудием, продолжая их испытывать. Задача в том, чтобы шаг за шагом устранять НЭ, то есть – прекращать их испытывать. Испытывание НЭ – это попросту дурная, деструктивная, самоубийственная привычка, и можно избавиться от неё точно так же, как от любых других неприятных привычек, а именно шаг за шагом, раз за разом устраняя НЭ. Необходимо ясно понимать, что такое «устранение НЭ»: в тот момент, когда возникает НЭ, ты попросту отрываешь от неё внимание и переводишь его на что-то приятное – на симпатию к собаке, на нежность к девочке, на предвкушение чего-то интересного и приятного. Поначалу это кажется безумно сложным, но лишь поначалу. Постепенно будет формироваться новая привычка – привычка убирать внимание с НЭ и направлять его на какое-нибудь приятное восприятие. Устранение НЭ не устраняет те проблемы, которые эти НЭ и вызвали. Это очевидно. Но без НЭ справиться с любыми проблемами можно намного быстрее, приятнее и эффективнее, ведь твой здравый смысл не затуманен ненавистью или депрессией, и ты сама при этом не отравлена ими. Люди называют НЭ эмоциями, но это мне кажется неудобным. Я бы назвал их своего рода «раком эмоций». 3. Существуют восприятия, которые я называю «озаренными восприятиями» (ОзВ), которые и являются в моем понимании тем, что и уместно назвать истинными эмоциями. Люди часто называют их «положительными эмоциями», а мне вот нравится называть их озаренными восприятиями. Часть из них я уже перечислил – симпатия, чувство красоты, предвкушение, нежность, но есть еще чувство тайны, предвосхищение, зов, устремленность, упорство, благодарность, серьезность, радость и многие, многие другие озаренные восприятия и озаренные состояния. Одним из сделанных мною обобщений является утверждение о том, что существует закон природы, согласно которому если в какой-то момент ты не испытываешь НЭ, то в этот самый момент ты начинаешь испытывать ОзВ. Верно и обратное – как только возникло ОзВ, в тот самый момент НЭ уже не существует. Знание этого закона позволит тебе с легкостью сделать вывод о том, испытываешь ты сейчас НЭ или ОзВ, если различить это кажется в данный момент трудным. Можно воспользоваться еще одним правилом: если ты сейчас испытываешь ОзВ, то знаешь это наверняка, без сомнений. Привычка испытывать ОзВ культивируется так же, как любой другой нужный нам навык – частым повторением, перепроживанием их. Легко различить на своём опыте, какая гигантская разница существует между переживаниями НЭ и ОзВ. Фактически, они словно находятся на разных полюсах психической жизни, они противоположны друг другу, принципиально несовместны. Тем очевиднее становится бессмысленность того, что их относят к одному типу восприятий, к эмоциям. Это так же лишено смысла, как называть термином «еда» и вкусный пирог, и крысиный яд, а термином «здоровье» и здоровье и умирание от рака. 4. Люди почти никогда не думают. Это может показаться удивительным, но это в самом деле так и есть. Всё, что люди делают, это бездумно (зачастую даже не пользуясь элементарной логикой и здравым смыслом) перемалывают, пережевывают услышанные где-то или случайно пришедшие им в голову мысли или их обрывки. Имеющиеся у них убеждения и точки зрения постоянно и категорически противоречат друг другу, но они стараются (!) этого не замечать, вытеснять это, забывать об этом, находя в этом своего рода комфорт. Нам необходимо наконец научиться думать. Почему? Ну, хотя бы потому, что это доставляет огромное удовольствие. А ещё и потому, что здравый смысл, способность делать обоснованные предположения и логичные выводы помогают нам сделать нашу жизнь приятней, комфортней, интересней. Научиться думать довольно сложно. Сложно не потому, что нам трудно даётся логика – с этим-то проблем как раз чаще всего и нет, и каждый из нас может более или менее легко строить разумные умозаключения, например в области его профессиональной деятельности. Главная сложность в применении логики и здравого смысла к нашей собственной жизни заключается в том, что если мы начинаем честно и последовательно рассуждать, основываясь на нашем опыте, на достоверных фактах и обоснованных предположениях, используя логику и здравый смысл, то результаты этих рассуждений очень быстро приходят в явное и непримиримое противоречие с имеющимися уже у нас и у окружающих нас людей догмами, представлениями и уверенностями, что неизбежно создает и внутриличностное напряжение, и напряжение во взаимоотношениях с другими людьми, которое мы и предпочитаем в итоге снимать путем простого прекращения рассуждений и возвращения к прежнему, бездумному образу жизни. Менять свою жизнь, перенастраивая, а зачастую и ломая то, что было построено ранее на ложных основаниях, бывает нелегко. И многие отказываются от перестройки, возвращаясь к жизни, наполненной болезненными и деструктивными перекосами, противоречиями, тупостями, страданиями, внутренними и внешними конфликтами, разрешение которых отныне и навсегда остается принципиально невозможным. 5. Существует два типа желаний, таких же диаметрально противоположных и несовместных, как НЭ и ОзВ: это «радостные желания» (РЖ) и «механические желания» (МЖ). Точно так же, как НЭ неверно называть «эмоциями», так и МЖ на самом деле неверно называть «желаниями». Я бы скорее назвал их «обязательствами, взятыми на себя против своей свободной воли, вопреки своему стремлению к приятной и насыщенной жизни, вопреки своим РЖ, в результате физического насилия или психического давления, отупения или догматизма». РЖ – это такие желания, которые сопровождаются предвкушением, радостью, интересом. Испытывать и тем более реализовывать такие желания приятно, «руки чешутся». Не только реализация, но и даже само испытывание РЖ очень приятно и легко резонирует с ОзВ. Никогда не бывает «лень» реализовывать РЖ. Ты можешь захотеть отложить эту реализацию, если в данный момент есть более сильное РЖ, но ты никогда не скажешь, что тебе лень их реализовывать. Испытывать РЖ, думать о них, говорить о них, реализовывать их самостоятельно или совместно с кем-то – это всегда очень приятно, это оживляет, это делает твою жизнь более наполненной, насыщенной, счастливой, причем даже в том случае, если по тем или иным объективным причинам эти желания не получается реализовать. МЖ вызваны к жизни лишь нашими догмами и слепыми уверенностями о том, как «надо» поступать. В этом их огромное, принципиальное отличие от РЖ, и «желаниями» их можно назвать весьма условно лишь потому, что когда человек реализует МЖ, он говорит «я хочу сделать это» несмотря на то, что на самом деле… он этого делать не хочет, то есть не испытывает радости, предвкушения, энтузиазма, а испытывает лишь вялость, отупение, раздражение, грусть, чувство просираемой жизни и потерянного времени от того, что ему «приходится это хотеть и делать». При этом РЖ не принимаются во внимание, отметаются, подавляются. Например, если я убежден, что утром нельзя валяться в постели, то я «захочу» встать вопреки тому, что в данный момент есть предвкушение поваляться. Если я убежден, что мне «надо» учить иностранный язык, я «захочу» это делать вопреки тому, что радостно хочется в этот момент делать совсем другое. Такие «желания» обладают хорошо различимым свойством, которое мы называем «вымученность», «самоизнасилование». Именно в отношении МЖ возникает такое здоровое (!) явление, как лень. Да, представь себе: лень – это исключительно здоровое состояние, своего рода проявление психического иммунитета против самоизнасилования МЖ. Возникшая лень – это признак того, что мы занимаемся чем-то деструктивным, а не тем, что приятно, что приносит удовольствие и развивает. Вопреки устоявшимся догмам, реализация МЖ всегда (!) приводит к снижению удовольствия от жизни. Сиюминутные выгоды от того, что ты заставил себя сделать то, что «надо», или отказался делать то, что «нельзя», в конечном счете оборачиваются глубочайшим кризисом личности, вплоть до таких состояний, которые мы называем депрессией или, наоборот, агрессивностью, полной потери насыщенности жизни, ее смысла, потери способности получать удовольствие. Под «надо» и «нельзя» я подразумеваю именно моральные категории, именно слепые, безосновательные убеждения, а не результат обоснованных предположений. Например, если я делаю обоснованный вывод о том, что прыгать с крыши смертельно опасно, то не буду реализовывать свое РЖ получить опыт свободного парения путем прыжка с крыши, и это не будет деструктивным моральным запретом, и это не уменьшит насыщенность моей жизни. Разница в том, как переживаются и к каким последствиям ведут РЖ и МЖ, грандиозна, и её очень легко заметить. Потакание МЖ настолько деструктивно, настолько сильно уничтожает саму нашу способность к РЖ, что я не считаю преувеличением, когда МЖ я называю «раком желаний». 6. Существует два типа ощущений – приятные и неприятные. Кажется, что есть и нейтральные ощущения, но при ближайшем рассмотрении это оказывается не так – нейтральными они могут казаться лишь тогда, когда тело слишком отравлено болезнью или неприятными состояниями и во многом потеряло свою естественную чувствительность. К приятным ощущениям относятся сексуальное возбуждение, приятные вкусовые, слуховые, зрительные, тактильные ощущения, а также разнообразные состояния приятной физической активности, алертности, бодрости, свежести и многих других. На самом деле мы очень мало знаем и об ОзВ, и о приятных ощущениях, потому что жизнь наша настолько отравлена, что спектр доступных обычному человеку приятных восприятий очень и очень узок. По мере того, как ты прекращаешь испытывать неприятные ощущения и другие неприятные состояния, спектр испытываемых приятных ощущений начинает расширяться. Управление ощущениями даётся сложнее, чем управление эмоциями, но всё же это возможно в силу хотя бы тесной связи (резонанса) между приятными ощущениями, РЖ и ОзВ. Чем чаще ты будешь испытывать РЖ и ОзВ, тем реже ты будешь болеть, испытывать апатию, вялость и т.д., и тем чаще будешь испытывать приятные ощущения. Обратное тоже верно – чем чаще ты испытываешь приятные ощущения, тем чаще испытываешь ОзВ и РЖ. Это закон природы. 7. Восприятия, которые я называю «уверенностями», намного труднее замечать, но они играют грандиозную роль в нашей жизни. К примеру, ты можешь быть уверен, что девушка не должна публично оголять грудь, что это непристойно и аморально. При этом ты, будучи человеком здравомыслящим, можешь согласиться со всеми аргументами в пользу того, что этот запрет бессмысленен и даже является дискриминацией по половому признаку, но это не изменит твоей уверенности в «неправильности» такого действия. Если человек, тем не менее, не запрещает себе честно рассуждать, в нем могут развиваться болезненные противоречия между здравым смыслом и уверенностями, когда-то слепо перенятыми добровольно или насильно (так называемый «когнитивный диссонанс»). И всё же от слепых, механически перенятых уверенностей можно избавляться и заменять их на уверенности, соответствующие здравому смыслу и опыту. Это можно делать как прямым усилием искренности, так и поощрением разумного мышления. Человеку доступна очень таинственная способность – различать свои восприятия. Каждый из нас может прямо сейчас различить, что он испытывает то-то и то-то. Я могу сказать, что уверенность – это определенным образом зафиксированное различение. Например, один человек, увидев обнаженную девушку, будет уверен в том, что видит что-то неприличное. Другой же скажет, что видит нечто красивое и возбуждающее. Высказывания обоих людей являются выражением результата определенной фиксации различения зрительных и следующих за ними эмоциональных и мысленных восприятий. Оба будут уверены в том, что они увидели именно то, о чем говорят - неприличное или красивое, хотя видят они одно и то же – просто по-разному работает интерпретация увиденного, происходящая в соответствии с имеющимися уверенностями. Исследование мира собственных уверенностей – чрезвычайно увлекательный процесс, сильно (!) резонирующий со способностью испытывать ОзВ и РЖ. Уверенность может быть и механической, то есть сформированной под влиянием НЭ, тупости, осознаваемого или неосознаваемого насилия, а может быть и приятной, совершенной в результате наблюдений, размышлений, проявления искренности. Мы способны различать восприятия, и это удивительная способность, влекущая за собой грандиозные последствия, ведь различая восприятия мы получаем возможность их исследовать, управлять ими для того, чтобы делать свою жизнь приятной, интересной, насыщенной. Замечу еще раз, что удивительно также и то, что различение восприятий само по себе резонирует с озаренными восприятиями и состояниями. |