Пипа, ты много говоришь о важности знания и почти ничего об умелости. Хотя сама умеешь не мало.
Есть тебе что сказать по этому поводу?
Разрыв между знаниями и умениями, чаще всего, возникает по причине "академичности" образования (включая школьное). Т.е. принудительная система обучения требует от обучающегося запоминания многих сведений, которые в будущем ему не удастся никак применить на практике, из-за чего в умения они никогда не превращаются. Короче говоря, система образования, ставящая своей целью достижение эрудиции обучаемых (пусть даже в узкой области), неизбежно имеет малый КПД. С другой стороны, на это приходится идти, поскольку в процессе обучения обычно бывает неясно, какие умения потребуются обучаемому в его дальнейшей практической деятельности. Отсюда и вытекает превалирование в образовании уклона на запоминание информации, тогда как бОльшая часть этой информации никогда не превращается в умение и очень скоро забывается.
Другое дело - самоучки
. Тут уже имеет место противоположный уклон, т.к. самоучки обычно проявляют интерес только к тем знаниям, которые требуются им для выполнения какого-то конкретного дела, кажущегося для них важным. Вот тут КПД очень высок, поскольку самоучки "лишними" знаниями интересуются редко. Но и здесь имеет место тот негатив, что недостаток эрудиции у самоучек часто приводит к их зацикливанию на освоенных ими умениях и нежеланию выходить за их рамки. Например, электронщик/программист по своему образованию способен со временем освоить любой инструментарий, т.к. на этом этапе у него еще очень мало собственных умений. Но когда он становится умелым, то станет маниакально
применять в своей деятельности только те приемы, которые когда-то в прошлом освоил. Из-за этого качество его технологических решений со временем морально устаревает. Кстати, именно этот эффект приводит к тому, что большинство людей владеют только своим родным языком - причина этого именно в том, что однажды полученное умение изъясняться на родном языке в значительной мере снижает потребности в изучении других языков. Этот же вывод применим и к программистам (желание писать программы только на том языке, которые они когда-то освоили первым), и к электронщикам (использование в своих проектах деталей, выпущенных давно, хотя на рынке с тех пор появилось много нового и лучшего к функциональном отношении). Даже художников, и тех отличают по "манере письма", которая, будучи выработана однажды, в дальнейшем меняется редко.
Что же касается лично меня, то я по своим склонностям - самоучка, тогда как "академическое" образование для меня - лишь способ получить "корочки", дающие право на определенные виды деятельности. Тем не менее, у окружающих порой создается впечатление, что я всё знаю
, хотя это впечатление возникает в основном потому, что я обычно помалкиваю, когда разговор выходит из моей компетенции, а встреваю в разговор тогда, его тематика пресекается с областями моей компетенции. А порой и сама перевожу разговор в такое русло, чтобы проявить свои познания даже в ущерб обсуждаемой теме
. Например, выдергиваю какую-то цитату из чужого сообщения, которою можно интерпретировать в нужном мне направлении. За это на меня многие обижаются, вполне резонно ставя мне в вину, что я их не поняла
.