Дзэн, дзен[1] (от яп. 禅; санскр. ध्यान, дхья́на — «созерцание»
Многие последователи дзэн медитировали при ходьбе и работе[183]. Медитация при работе называлась «фусин»[113]. Отличие физического труда без медитации и с медитацией выразил дзэн-мастер Тит Нат Хан в следующей фразе: «Есть два способа мыть посуду. Во-первых, мыть посуду, чтобы сделать её чистой. Во-вторых, мыть посуду, чтобы мыть посуду»[279].
Дзэнские монахи, занимаясь физическим трудом, верили в его святость. Труд в виде работы на земельном участке, подметания и уборки считался важным элементом в жизни каждого монаха, помогающего ему сохранить здоровье и ясность ума[280].
Медитативная практика также может проявляться в самых разных областях искусства[281]. Так в Японии практика дзэн в прошлом и настоящем включает в себя боевые искусства, живопись, поэзию, архитектуру, аранжировку цветов, театр масок, чайную церемонию[282], танцы[283], каллиграфию, искусство разбивки садов и другие искусства. Весь творческий процесс отличается характерной для дзэн простотой, естественностью и гармонией[9]. Такая практика стала причиной того, что из всех буддийских школ дзэн в наибольшей степени повлиял на развитие японских искусств[283].
Любое увлечение, согласно дзэн, может стать способом постижения своей истинной природы. Дзэн-буддисты считают, что в любом человеке уже есть художник, не всегда мастер живописи или поэзии, но всегда «художник жизни». «Его руки и ноги являются кистями, а вся вселенная холстом, на котором он пишет свою жизнь в течение семидесяти, восьмидесяти или даже девяноста лет»[284].
Большинство школ дзэн также указывало, что монахи должны стараться находиться в созерцательном состоянии при всех видах деятельности. Для опытных монахов рекомендовалось практиковать созерцание даже во сне[187].
Ну я бы конечно изменил практику созерцания. я полагаю что либо дзен скрывают правду , либо проста я капризен.
Ну практика созерцания предполагает овладение умом ,
И маё мнение надо не тупа сазерцать , а как бы вживаться в определённые свойства чего либа при созерцании.
Например я когда то рассматривал зажигалку , в течении какого то времени всматривался в разнообразие
линий и изгибов её форм.
Очень внимательно изучал как линии и формы изгибаются , где то угловатые поверхности , где то вдавленные , где то острые .
Вначале смотрения ощущение что смотреть то и неначто.
Но напрягая ум и внимание находишь всё больше и больше неоднородностей и проста разнообразие линий.
Я полагаю созерцание не должно быть пассивным . Например созерцание линий форм зажигалки должно расширять
мир линий. как бы ты проникаешь в тот мир целиком и видя его разнообразие идти всё дальше и дальше.
потом можно рассматривать шероховатости , твердости , праникать внутрь и расширять и углублять мир зажигалки вниманием.
При помощи сосредоточения.