Странная штука - уверенность или еще один разговор о точках сборки.
Они сидели на крыше офисного центра - самого высокого здания в округе, свесив ноги с парапета. Заходящее багровое солнце окрашивало небо в красивые алые тона. Легкий прохладный вечерний ветер дул в лица друзей. Стас рассеянно слушал рассказ Сашки о том, как тот пытался заниматься перепросмотром - практикой, о которой тот когда-то прочитал у Кастанеды.
- ...Вот ты говоришь, точка сборки, точка сборки, а что именно это означает, по твоему? - Стас вдруг неожиданно перебил Сашку на полуслове и вопросительно посмотрел на него. На лице Сашки отразилась целая гамма эмоций от замешательства до недоумения.
- Ты же никогда раньше не видел и ни как иначе не воспринимал точку сборки, так о чем ты говоришь, когда говоришь "точка сборки"? - Уточнил свой вопрос Стас, разглядывая эволюцию мимики на лице своего друга.
- Ну, когда я говорю о движении или изменении положения точки сборки, я имею ввиду изменения в состоянии человека, в его восприятиях, но что это за изменения, я... я не знаю.- признался Сашка.
- Что, это за изменения в состоянии? ты даже предположить не можешь?
- Нет, ну вот бывает что чел воспринимал один мир, а потом...
- Перестань, все это чушь, у тебя же нет собственного опыта восприятия других миров? Почему ты пытаешься определить, что-то непонятное, через что-то еще более непонятное?
- Да, так фигня получается. Как же быть? Получается, что термин "точка сборки" не имеет для меня значения? Может он вообще не имеет значения? - Сашка сказал это и осекся. Для него вдруг как-то в один момент стала очевидна вся абсурдность его отношения к тому, что он читал в книгах Кастанеды. Когда-то давно, так давно, что он уже и не помнил, когда это было, он почему-то решил, что все для него ясно и понятно и, даже, в душе снисходительно посмеивался над Кастанедой, когда тот иногда не мог понять того, что ему объяснял дон Хуан. А сейчас как-то вдруг он почувствовал себя совершенно беззащитным, от мысли, что все его понимание и самоуверенность возможно просто иллюзия. Что вот-вот, сейчас что-то такое произойдет и он поймет это с окончательной и бесповоротной ясностью. Стас молчал какое-то время, не вмешиваясь в ход мыслей друга.
- Да, иллюзия понимания, которая возникает от прочтения книг Кастанеды, это именно иллюзия - наконец сказал Стас, словно подслушав сашкины мысли. - Значит ли это, что нет никакой возможности извлечь из этих книг практическую пользы?
- Да, похоже, что так..
- Нет. Я так не считаю.
- Но как? Как же быть? - вырвалось у Сашки. - Я вот сейчас думаю... Получается ведь, что и остальные термины, не только точка сборки, но и все остальные термины, тоже никакого реального значения для меня не имеют. В том числе и такие ключевые как намерение, дух, путь с сердцем..
- Да, не имеют. - Согласился Стас. - И я согласен с тобой, то до тех пор пока это так, нет возможности практиковать то, что описано в этих книгах. Но это не означает, что это не возможно в принципе. Это означает только, что для того, чтобы использовать тот опыт, который там описан, нам необходимо найти соответствие ему в нашей повседневной жизни. Сложно это? Да. Но невозможно ли? Очень даже возможно. Вот возьмем, например, ту же точку сборки. Да, мы не знаем, что дон Хуан называл этим термином, потому, что никто из нас не имеет собственного опыта ее восприятия, но мы можем строить предположения на основании сопоставления собственного опыта с опытом описанным в книгах Кастанеды. И это сопоставление дает нам основания предположить, что каждый раз, когда речь идет о точке сборке, речь идет о такой простой штуке как уверенность. Ну то есть уверенность конечно, не такая простая штука, как может показаться на первый взгляд, но зато она всем понятна и доступна для наблюдения любому человеку.
- Погоди, - Сашка остановил Стаса - я не понял, точка сборки это уверенность?
- Не, это не просто уверенность. Скажем так, положение точки сборки человека это набор его уверенностей, которые он испытывает в данный момент. Изменение положения точки сборки означает просто изменение одной или нескольких уверенностей...
- Ху.. Фигассе... - Сашкины брови поползли вверх - как это так? Уверенность же это... Ну вот, например, я сейчас уверен, что у меня в правом кармане есть ручка. Я ее не вижу, но уверен, что она там есть. Я уверен в этом, потому что помню как я ее туда положил. Но я же легко могу эту уверенность изменить и испытать другую уверенность противоположную первой, что ручки там сейчас нет. Я могу представить для этого, например, что Арика ее у меня вытащила из кармана. И что, это значит, что у меня изменилось положение точки сборки?
- Да, это означает, что в тот момент, когда одна уверенность у тебя сменилась на другую, твоя точка сборки немного сместилась. Она сместилась совсем немного, потому, что уверенность о том, что у тебя в кармане есть ручка, это незначительная в данный момент для тебя уверенность. И ее изменение не приводит к значительным изменениям в твоем состоянии, хотя они несомненно есть. Когда ты уверен, что у тебя в кармане есть ручка, ты ведешь себя одним способом в определенных ситуациях, когда уверен, что ее там нет - каким-то другим. При этом на твое поведение наличие самой ручки в кармане ни как не влияет, на него влияет только твоя уверенность, ну или положение точки сборки.
- Как-то все это не вяжется у меня в голове из-за несопоставимого масштаба явлений. Тут вот с одной стороны ручки, а с другой стороны разные миры и суперизменения, которые происходят в людях из-за смещения точки сборки.
Стас улыбнулся: - Это потому, что уверенность уверенности рознь. Понятно, что изменив уверенность, что ручка есть на уверенность, что ее нет, ты почти ничего в себе не меняешь. Да. Но представь, что с тобой будет, если ты последовательно, одна за другой изменишь все уверенности в том, что ты человек, на уверенности, что ты ворона? Что по твоему с тобой произойдет? Можно менять уверенность, что ты неудачник и ничтожество на уверенность, что ты успешный уверенный в себе человек. Уверенность, что ты не умеешь заниматься сновидением на уверенность, что умеешь. Говоря о замене уверенностей, я не имею ввиду какую-то форму самообмана или неискренности, я имею ввиду именно изменение уверенности. От простого вранья уверенность не меняется. Путь воина это по сути борьба за свои уверенности о себе, борьба за формирование таких уверенностей о себе, которые позволяют сделать твою жизнь максимально интересной и насыщенной. Понятно, что в первую очередь изменению подлежат уверенности подпитывающие собой твою уверенность в том, что ты - это какое-то особенное и исключительное существо. Дон Хуан назвал эту группу уверенностей чувством собственной важности...
- Погоди. ЧСВ это тоже уверенность?
- Да, это уверенность, что ты какой-то особенный и исключительный.
- Дак тогда ее можно так, ррраз и изменить, как и уверенность про ручку и тогда будет куча энергии...
- Нет. Уверенность в собственной исключительности не так просто изменить. И этому есть несколько причин. Одна из них - это сила привычки. Люди за свою жизнь так часто испытывают чсв, что привыкают к нему и даже не представляют как это можно жить без чсв. Это настолько прочно укоренившаяся уверенность, что большинство людей, точнее почти все, просто не верят в то, что ее вообще можно изменить. Т.е. испытывают другую уверенность, что от чсв избавиться невозможно. Такая вторичная мешающая уверенность называется "скептик" и ее, конечно, тоже можно изменить. Если бы не вторая сложность: отсутствие желания делать это. Никто на самом деле от чсв избавляться не хочет. - Стас вдруг перестал говорить, встал и потянулся по кошачьи. Потом посмотрел на озадаченную курносую морду Сашки и улыбнулся.
- В общем это уже другая тема. Я хотел сказать только, что поиск соответствий в нашем опыте и опыте описанном в книгах Кастанеды это очень увлекательное занятие. Ты можешь сделать это дальше и сам без меня, если захочешь. Мне пора идти, у меня самолет через час. - Стас махнул на прощание Сашке рукой и скрылся за дверью ведущей на лестницу.
http://mirsimpatov.net/forums/topic/1335