Корнак
Модератор своей темы
Старожил
Offline
Сообщений: 89619
|
Биг бум с ФШ от axby1. Головастый товарищ. Типа Болдачева
" Тезис : всё имеет своё начало.
Пример №1. Всё в собственном смысле.
Начало всего состоит в категориальной необусловленности абстрактного и конкретного - отсюда две сферы существования, которые можно считать фундаментальными, всеобъемлющими и самодостаточными. Необусловленность означает принципиальную несопоставимость объектов из разных сфер. Так, бессмысленно задаваться вопросом о том, каков на вкус натуральный ряд чисел, и с тем же успехом можно подставить вместо него любую другую логическую абстракцию. А также на цвет, на слух, на вид, и так далее - о каком бы способе восприятия мы ни говорили. И обратно - представление и конкретном (синем, сладком, громком, гладком, ...) можно получить лишь непосредственно его испытав, но никак не на основании сколь угодно детализированных знаний о взаимодействии рецепторов с нейронами. То есть предполагать какую-то обусловленность (влияние, взаимодействие, и т.п.) объектов, принадлежащих к разным сферам, лишено всякого смысла. Но из этого не следует принципиальная несовместимость - просто в силу их абсолютной индифферентности друг к другу это совмещение можно произвести каким угодно способом. Можно, например, предположить такое устройство нервной системы человека, при котором прослушивание музыки будет вызывать у него не слуховые, а вкусовые ощущения. И наоборот - вкусная пища помимо чувства насыщения будет издавать приятные звуки (ну и система пищеварения подкорректирована соответствующим образом). А в остальном имеем ту же физику и физиологию с прилегающим науками по их изучению. Можно ли считать такое устройство организма менее естественным чем то, к которому мы привыкли ? Возникнут ли в науках по изучению свойств организма какие-то противоречия на этой почве ? Это вряд ли - просто вместо "о вкусах не спорят" будут говорить "о звуках не спорят", музыку будут писать кулинары, а фантасты будут сочинять рассказы об инопланетянах, у которых поющие бифштексы считаются нормой. Ну и там если развить эту мысль дальше, то обнаружится, что принципиальных философских ограничений на способ сочетания логики (физики) с ощущениями (чувствами) не существует. Можно пойти и от обратного - предположить, что наш способ чувствования является единственно правильным и универсальным, а "кушать музыку" и "слушать еду" - это извращения, хоть и по-философски допустимые (мне вот почему-то бы так не хотелось - не знаю, может сила привычки сказывается). Но это всё равно ничего не меняет, поскольку колебания воздуха от колебаний фотонов по сути ничем не отличаются, а между звуком и цветом в ощущениях имеем существенную разницу. То есть логическая абстракция по сути одна и та же, а способы её восприятия принципиально разные. Базовые модальности восприятия цвета и звука являются элементарными, следовательно отличие в устройстве и навороченность девайсов, обрабатывающих сигналы, поступающие из внешней среды - не аргумент. Так, простейшая RGB-модель задаёт всё многообразие цветовых оттенков, а PC-speaker, функциональность которого сводится к колебанию нулей и единиц в одном бите, при достаточной частоте способен обеспечить широкий диапазон звукового восприятия. Выходит, что одни те же по сути нули и единицы, к которым с достаточной степенью приближения можно свести все физиологические процессы, способны обеспечить совершенно разные способы их отображения на чувственную сферу. Короче, здесь "те же яйца, только в профиль" получаются : как ни крути, а логически обосновывать чувства - это как пытаться складывать метры с секундами. В принципе, можно - например, приняв за эквивалент скорость света, но с таким же успехом можно и деньгами оценивать стоимость "одного метра усреднённого продукта " и "одного часа рабочего времени". Это то, что я подразумевал под "категориальной необусловленностью", позволяющей рассматривать фундаментальные сферы существования как по отдельности, считая их самодостаточными и независимыми друг от друга, так и предполагать способы их совмещения, которые в силу первой причины могут быть какими угодно и не могут следовать с необходимостью из какой бы то ни было логической аксиоматики или физических законов. При этом обе сферы являются всеобъемлющими, поскольку объекты, неотразимые ни на одну из двух сфер, по определению недоступны для восприятия - то есть трансцендентны по отношению к опыту. Что из себя представляют эти объекты - это отдельная тема, и пожалуй именно она и составляет предметную область философии. Также обе сферы являются фундаментальными, а поскольку в данном примере речь идёт конкретно о начале философии, как науки обо всём, то сим вопрос можно считать исчерпанным.
Пример №2. Логика.
Принцип существования первоначала гласит о том, что при корректно заданных граничных условиях всегда можно определить первый элемент в списке сущностей, определяющих предмет рассмотрения. По отношению к остальным элементам справедливо представление о том, что тенденция очерёдности их появления в списке по прежнему сохраняется, при том что формального способа определения единственно правильного способа их нумерации не существует. Первым элементом в списке алгебраических дефиниций следует считать число, с представления о котором начинается математика. Также на это место претендует точка, предельная тривиальность и неделимость которой на более простые составляющие не вызывает сомнений. Вообще говоря, развитие математики, как науки о числах, идёт в неотрывной связи с развитием геометрии, как науки о точках, из последовательностей которых выстраиваются любые геометрические объекты. Поэтому как и в первом примере здесь обе атомарные сущности претендуют на первое место, и упаковать их в одну можно путём синтезирования числа и точки в фигуру (в переводе с геометрического на алгебраический - функцию). Таким образом, началом логики можно считать математику как науку о функциях, к которым можно свести любые математические построения. За исключением самих первичных сущностей - числа, как такового, и точки, как таковой. Точка - это одно, число - совсем другое. Но как только появляются две точки, то с позиции геометрии имеем простейшую фигуру - отрезок, индифферентный к тому, какой из его концов является левым, а какой - правым ; с точки зрения алгебры - простейшую функцию (интервал), проводящий различение между минимумом и максимумом. Ну так далее - там в топологии эта разница между геометрической фигурой и математической функцией вообще стирается.
Помимо математики существуют и другие логические дисциплины, в основу которых положены атомарные сущности, отличные как от числа, так и от точки. Хотя принцип существования первоначала справедлив и для них (например : информатика - наука о битах). Но если ставить этот вопрос по отношению к логике в целом, то начинать следует, пожалуй, с математики. Тем более что бит логически сводится к элементарному числу и булевые значения можно считать предшественниками натуральных чисел. Существуют и более убедительные примеры (разного рода неформальные логики), дающие основания для отделения математики, как классической науки, от прочих логических дисциплин. Однако их нетрадиционность лишь подчёркивает факт существования у логики первоначала, по отношению к которому иные будут "второначалами", "третьеначалами", и так далее.
Пример №3. Физика как наука об электромагнетизме и гравитации.
Тут тоже всё довольно тривиально. В основу взаимодействия вещества положены два фундаментальных критерия : одноимённость/разноимённость зарядов и принцип их притяжения/отталкивания. Комбинируя эти критерии, получаем 4 принципиальных случая :
>XX< одинаковые притягиваются (гравитация) >XY< разные притягиваются (электромагнетизм) <XX> одинаковые отталкиваются (электромагнетизм) <XY> разные отталкиваются (аннигиляция - с поправкой на специфику такого "отталкивания" при соблюдении противопоставленности тенденций образования структур при гравитационном взаимодействии и их разрушения при аннигиляционном)
Бывают ещё сильные и слабые взаимодействия, которые непонятно как связаны с фундаментальными, однако их альтернативность как и в предыдущем примере лишь подчёркивает законы Ньютона и Кулона, как основополагающие в физике.
Примеры № [4...oo). Ну и так далее : атом музыки есть нота ; кулинарии - базовый вкус (коих всего 4 штуки, принадлежащих двум вкусовым дихотомиям - "горькое - сладкое" и "кислое - солёное") ; биологии - клетка ; нейрофизилогии - нейрон ; организма - клетка ; эволюционного дерева - вид.
В общем, если есть потребность в определении в какой-то предметной области первоначала, то его всегда можно найти. А если есть философская дисциплина, которая рассматривает затронутые в данной теме вопросы, то этой информацией всегда можно со мной поделиться." |