Отказаться от разделения никак не получится. Мы же на личном опыте знаем, что мы получаем два разных вида опыта. Вот ты выглянул в окно, увидел дерево - это одно дерево. Закрыл глаза и увидел "внутри себя" дерево - это какое-то другое дерево. Другое в смысле как бы в другом пространстве с другими свойствами.
Я же объяснил выше на примере с деревьями. Когда я с открытыми глазами вижу дерево - я это дерево называю материальным. Если я закрою глаза и представлю себе дерево - то это не материя, это содержание сознания.
Вот, теперь я могу согласиться с вами и сделать выводы, которых вы не сделали, а лишь указали на проблему.
Суть проблемы в том, что как объективное, так и субъективное, представлены в сознании в виртуально-образной форме. Т.е. образы реальных объектов (подобных Эйфелевой башни, которую в виде примера я уже приводила), и чисто воображаемые/фантазийные (типа дракона, единорога или чебурашки) имеют в сознании одну и ту же нематериальную информационную природу. Это типа того, как по 1-ому каналу телевизора мы видим парад победы в реальном времени, а по 2-ому каналу - похождения чебурашки
. При этом 1-ый канал отражает текущие события в реальном мире, а 2-ой канал транслирует фантазийный вымысел. Тем не менее, обе телепередачи имеют одну и ту же природу (телевизионную).
Между тем, разница между образами реальных объектов и фантазийных существует, но она содержится не в их качественной природе, а в том, что образы 1-го типа синхронизируются (!) с реальностью посредством органов чувств. И то, что мы называем вниманием, это как раз и есть механизм этой синхронизации, когда виртуальный образ корректируется по мере поступления информации из внешнего мира. Причем, практически любой информации, а не только чувственной, хотя к последней у человека доверия больше. Именно так корректировалась географическая карта мира в эпоху великих географических открытий – мореплаватели из своих путешествий привозили информацию о новых землях/островах, и эта информация наносилась на картах картографами.
Например, человек может вообще ни разу в жизни не видеть ... украинца
, но какой-то его образ успевает сложиться (типа мужика в вышиванке
), но поступающая из того же телевизора информация со временем так меняет этот образ, что он становится похожим на злодея. А сейчас тот же телевизор старается превратить в злодея образ таджика. Однако влиянию телевизора можно еще сопротивляться, но уж то, что видят наши глаза, немедленно и без колебаний корректирует картину мира в нашем ближайшем окружении.
Отдаленная аналогия - автонавигатор GPS для автомобилистов (правда в нынче его функции научились выполнять смартфоны, но я еще застала время, когда эти устройства продавали отдельно). Так вот, такой навигатор держал в памяти карту дорог с их особенностями, а координаты автомобиля определял через GPS, и все это вместе рисовал на экране. Время от времени такой автонавигатор приходилось присоединять к интернету и закачивать в него свежую карту, т.к. в структуре автомобильных дорог за это время могло что-то измениться. Здесь аналогия с сознанием того рода, что входящая извне информация корректирует карту местности, осуществляя тем самым синхронизацию этой карты с реальным положением вещей.
Кстати и чебурашка, как образ, тоже когда-то взялся из реального мира - с рисунка какого-то художника, а потом был продублирован в мультфильме. В этом смысле это был не слишком хороший пример виртуального объекта, поскольку какой-то (пусть и рисованный) прообраз в реальности у него был. Тем не менее, наше сознание способно фантазировать из без телевизора, анимируя образы из памяти. И сновидение - один из типичных тому примеров, когда образы извлекаются из памяти, а их динамика (действия, поступки) присочиняется на месте, как импровизация. В этом смысле какая-то синхронизация с реальным миром имеется, но только по внешнему виду и свойствам объектов, но отнюдь не по времени их действий. Тогда как термин "синхронизация" по умолчанию подразумевает синхронизацию по времени возникновения событий (в данном случае между поведением реальных объектов в мире и их образов в сознании). Образно говоря, если мы закроем глаза, изолируя свои органы чувств от внешнего мира, то становимся похожими на тот автонавигатор, которому долго не меняли прошивку
.
Так что то, что у Кастанеды называется 1-ым вниманием, это и есть процесс коррекции виртуальной картины мира в нашем сознании. И этот процесс необходим именно для того, чтобы воображаемая картина мира как можно точнее соответствовала положению дел в реальном мире (именно это я и называю синхронизацией), потому что именно эта картина служит нам путеводной картой во всех наших делах. Ибо именно по этой карте мы прокладываем свой жизненный маршрут, тогда как картинка перед глазами отражает лишь ничтожно малую часть общей картины. Кстати именно поэтому опасность из 1-го внимания способна убить, тогда как прочие виды внимания, которые реальность игнорируют, опасности для жизни не представляют. Разве что только смерть от испуга
.