Я уже писал об этом, но повторю еще тут. То, что человек воспринимает, то, какую "историю" он при этом рассказывает и что происходит "на самом деле" - это разные вещи. Один видит одно, другой - другое, а что происходит "на самом деле" - не знает никто, по крайней мере пока.
Жила примерно сто лет назад одна шведская художница, написавшая первой абстрактные картины, новые для того времени.
https://ru.wikipedia.org/wiki/Клинт,_Хильма_аф
Процитирую "энциклопедию":
В 1879—1882 годы регулярно принимает участие в спиритических сеансах одной из христиански ориентированных оккультных групп, которую позже покинет. В 1880 году умирает её младшая сестра Хермина, и с того момента духовная сторона жизни приобретает для Хильмы наивысшее значение. Духовный поиск приводит Хильму к изучению различных философских и религиозных направлений, она интересуется теософскими идеями Елены Блаватской и философией Христиана Розенкрейца.
Во время обучения в академии, Хильма знакомится с Анной Кассель, первой из четырёх женщин, с которыми она позднее организует группу «Пять» (De Fem) — содружество художниц, разделяющих её духовные идеи. С 1896 по 1906 год они встречаются каждую пятницу, читают и изучают Новый Завет, проводят медитации и спиритические сеансы, а после аккуратно записывают получаемые «послания». С Хильмой и её единомышленницами, согласно её записям, вступают в контакт духи Грегор, Клемент, Амалиель и Ананда, а также целая группа их представителей и помощников. Хильма пишет, что получила послание от духовного существа, в котором ей объяснили, что она будет создавать картины—медиумы. В конце 1906 года по указаниям своих «духовных руководителей» она создает первую серию абстрактных работ: яркие, многоцветные композиции с геометрическими и орнаментальными мотивами.
В 1908 году она знакомится с известным австрийским теософом и основателем антропософии Рудольфом Штайнером, книги которого она знала. Их встреча произошла в мастерской Хильмы в Стокгольме, там он увидел её первые работы. Штайнер не стал их интерпретировать, и даже заметил, что в ближайшие 50 лет они не будут поняты. Антропософия оказала значимое влияние на творчество шведской художницы. В ее работах стали появляться мотивы, вдохновленные данным учением: изображения раковин, змей, лилий и крестов[9].
В 1917 году Хильма аф Клинт переезжает в новую студию в Мунсе, обустроенную рядом с её дачей «Фурухейм». После смерти матери (1920) Хильма переезжает в Хельсинки, где делит квартиру вместе с Томасин Андерсон, медсестрой своей матери, с которой они становятся подругами до конца жизни. В 1920—1930 годы они проводят много времени в Дорнахе в Швейцарии, изучая — в поисках смысла картин художницы — архивы Антропософского общества, основанного в 1913 году Рудольфом Штайнером и центром которого является дорнахский Гётеанум.
В 1935 году Хильма с Томасин Андерсон переезжают в Люнд. После смерти Томасин в 1940 году, Хильма поселяется у своей кузины Хедвиги аф Клинт на вилле в Юршхольм около Стокгольма. Попав в 1944 году в автомобильную аварию, Хильма аф Клинт умирает в возрасте почти 82 лет.
«Позднее лето», картина 1903 года
Духовный путь и творчество[править | править код]
Благодаря своему участию и совместной работе с группой «Пять», в 1896 году Хильма создает экспериментальный «автоматический» рисунок, который ведет её к созданию собственного визуального художественного языка, способного к выражению невидимых сил как внутренного, так и внешнего мира. Когда эта форма выражения становится более привычной и естественной для неё, Хильма получает послание от высшего духовного существа на создание серии картин «Храм». Художница чувствует, что её руку «направляет» какая-то внешняя сила. В это время она пишет в своем дневнике: «Картина была написала прямо „из“ меня, без каких-либо предварительных эскизов и с великой силой. Я не имела никакого понятия, что картина должна была изображать, и тем не менее я работала быстро и уверенно, не меняя ни одного мазка кисти.»
В 1906 году, после 20 лет творчества, в 44 года Хильма аф Клинт пишет первую серию абстрактных работ.
Группа III, номер 5 (1907)
Работа над «Храмом» продолжалась между 1906 и 1915 годами в два этапа, с перерывом между 1908 и 1912 годами. Форма визуального выражения становится её художественным языком. Со временем её живопись становится более независимой и осмысленной, тем не менее духовный источник остается основным вдохновителем её творчества до конца жизни.
Серию «Храм» представляют 193 картины, которые группируются в отдельные под-серии. Основные работы, относящиеся к 1907 году, имеют очень большой размер приблизительно 2,40×3,20 м, и называются «Десять самых больших». Они изображают разные жизненные циклы от рождения до старости. Заимствуя графические элементы из области науки, а также используя растительные мотивы, аф Клинт пыталась изобразить скрытые духовные процессы. Художественный мир Хильмы аф Клинт полон символов, слов и букв. Картины отражают природную двойственность мира: земное и духовное, внутреннее и внешнее, мужское и женское, доброе и злое. Цветовое решение метафорично: синий отвечает за женскую духовную суть, жёлтый за мужскую, розовый цвет за физическую любовь, а красный за духовную. Картины художницы являются проводниками в другое измерение, где понимание происходит через художественно—духовное осмысление увиденного.
По окончании работы над «Храмом», духовное руководство прекратилось. Хильма продолжает заниматься абстрактной живописью уже без внешнего управления. Она начинает использовать акварель, её работы — меньших размеров. Произведения следуют за её эзотерическими и художественными исследованиями, с 1920 года в них можно почувствовать определённое влияние художественных теорий, разработанных Антропософским обществом с центром в Дорнахе.
Всю свою жизнь Хильма аф Клинт стремилась понять таинство контакта, которое пришло к ней через её работы. Она оставила после себя 150 тетрадей с записями своих мыслей и исследований.
Хильма аф Клинт не выставляла свои работы, более 1200 картин и рисунков аккуратно хранилось в её мастерской в ожидании будущего. Все работы были завещаны племяннику Эрику аф Клинт — вице—адмиралу Королевского морского флота Швеции, с условием не выставлять их 20 лет после её смерти. Когда в конце 1960-х годов открывали ящики с картинами, мало кто знал об их сюжетах.
То, что ей казалось, те истории про контакты с духами, сущностями и тд - обычные мистические воззрения того времени. Это - "сказка", которую рассказывали люди в те времена, чтоб как-то объяснить себе происходящее. Точно такая же сказка то, о чем нам поведал Карлос Кастанеда, про "точки сборки" и тд. Картины, которые оставила эта художница, в конечном итоге можно трактовать как угодно, это - абстракции. Теперь, сто лет спустя, художники развили это направление, Хильма аф Клинт была не единственным мистиком, Кандинский, Иттен - все они были "замараны" в эзотерике от и до.
Никаких "духов" и прочих "кикимор" не существует "на самом деле". Это - нечто, что мы интерпретируем в силу нашей эволюционно сформировавшейся привычки через образы "существ", "мест", даже "растений" и прочих "объектов". Часть этого всего - содержание нашей психики, часть (возможно) - что-то внешнее.