Похоже мы нащупали ключ
Пипе подобный подход понравился бы
Я, всё-таки, отталкиваюсь от личных усилий, как первичности изменений в мозге
Все верно, мое понимания таково что мозг обыкновенного человека не формируется окончательно, все происходит по закону октав. Мозг это не исключения из закона, вот он начинает расти после рождения , до, ре, ми, фа, соль-----
здесь должен быть волевой толчок которого нет а это Лобный отдел, он формируется последним к 25 годам , но вы понимаете что к этому времени человек уже кончил ВУЗ Нужен волевой толчок, не даром я рекламирую таблицу Щульде, они способны это создать физиологически это усиление кровотока и ... как писал наш профессор Пушкин
Методы эти на первый взгляд удивительно просты. Основным приемом в данном случае является тренировка способности человека длительно удерживать в поле своего внимания один какой-нибудь предмет. Например, можно прикрепить на стене лист белой бумаги с нанесенной на ней точкой, сесть перед этим листком в удобной позе и сконцентрировать все свое внимание на точке. Если попробовать сделать этот простой опыт, то очень скоро можно убедиться, насколько это нелегкая задача - непрерывно удерживать внимание на каком-нибудь объекте.
Сначала действительно удается удерживать на точке все внимание. Но это возможно лишь несколько первых секунд. Очень скоро точка начинает расплываться, как бы уходит из поля зрения, и требуются довольно значительные усилия воли, чтобы ее удержать в центре. Спустя еще некоторое время, однако, в голову начинают приходить совершенно посторонние мысли, которые уводят от рассматриваемого объекта. С этими мыслями бороться становится все труднее и труднее.
Специальные психологические эксперименты показали, что никто из людей, ранее не практиковавших это упражнение, не способен непрерывно фиксировать, удерживать свое внимание на точке более двух десятков секунд. О чем это говорит? Это говорит прежде всего о том, что мозговые клетки коры больших полушарий, управляющие произвольными движениями глаз, обладают лишь весьма незначительной регуляторной способностью. Эти клетки быстро утомляются, их энергия истощается, и взор, который в первые секунды был сосредоточен на объекте, выходит из повиновения.
Мы говорили о том, что один из таких высших центров, управляющих движениями глаз, находится в лобной доле коры больших полушарий. Представим себе, что человек изо дня в день будет в течение какого-то времени пытаться сосредоточивать свой взор на точке. Это приведет к тому, что определенные группы нервных клеток вынуждены будут систематически производить статическую работу, связанную с управлением взором. Такая статическая работа неизбежно привлечет 28 к этим клеткам повышенное количество крови. И это понятно: чем больше приходится работать тем или иным клеткам, тем больше должны потреблять они питательных веществ.
Работа в сочетании с вызванным ею повышенным кровоснабжением неизбежно должна привести к усилению этой группы клеток, к их развитию. А дальше все происходит так, как с развитием мускулатуры при ежедневной напряженной физической работе: систематически упражняемые мышечные клетки развиваются. Так же обстоит дело и с нервными клетками. В ходе тренировки человек становится способным все дольше и дольше удерживать свой взгляд на точке.
Что же касается крови, питающей мозг, то она приливает не только к ограниченным участкам лобной коры. Она вообще начинает более интенсивно питать всю лобную долю. А лобная доля, как мы уже отмечали, является высшим мозговым регулятором поведения. Она управляет всей нашей психической деятельностью. Кроме того, в нижней, базальной части лобной доли находятся клетки, регулирующие различные процессы, связанные с работой внутренних органов человека. Поэтому, привлекая к лобной доле повышенное количество крови и развивая ее клетки, человек приобретает особую власть и над своим организмом в целом.
Таким образом, за простым упражнением, издревле практиковавшимся индийцами, скрываются сложнейшие и интереснейшие процессы. Они имеют совершенно определенный психофизиологический смысл и не содержат в себе ничего таинственного или мистического. Это попытка прямого воздействия на те участки коры головного мозга, которые обеспечивают высшую регуляцию поведения человека.
Известно, что именно лобные доли отвечают за уровень развития личности, именно клетки этой области обеспечивают собственно творческую активность личности. Естественно предположить поэтому, что разные методы, положительно влияющие на развитие лобных долей, тем самым будут влиять не только на волевые процессы, не только на управление поведенческими актами и процессами, происходящими во внутренних органах, но несомненно повлияют вообще на творческий уровень данного человека.
У метода концентрации внимания, возникшего много веков назад в Индии, есть, конечно, известные минусы, особенно если на него смотреть с точки зрения европейца. Прежде всего такой метод, связанный с установкой внимания на определенном объекте, представляется для европейца слишком созерцательным. Действительно, для беспокойного и в высшей степени подвижного европейского мышления несколько странным может показаться человек, стремящийся развить свою творческую активность и для этого без движения сидящий на одном месте, уставившись в одну точку.
Развитие воли, активности личности понимается обычно как деятельность по преодолению препятствий, как обуздание своих инстинктивных побуждений, как достижение сложных целей, связанное со значительным напряжением. И в ходе такой активной деятельности, в ходе борьбы со своими инстинктами, в ходе обуздания непосредственных побуждений действительно могут формироваться и формируются высшие регуляторные механизмы коры больших полушарий мозга1.