Материал этого поста взят из разрабатываемого
фондом Темплтона грантом в разработке научно философской базы внутри- и меж- научного, философского (конфессионального) разговора, с целью выявления общих позиций и терпимости к инакомыслию. Продолжение этого поста---
Психология интеллектуального смирения - Марк Р.Лири, доктор философии (
Leary@duke.edu), Кафедра психологии и нейронауки Университета Дьюка.
Психологи и философы работают над тем, чтобы разделить способы реагирования на новые идеи и информацию и возможные преимущества скромного подхода
Святой Августин, как известно, называл смирение основой всех других добродетелей. Один из видов смирения, интеллектуальное смирение, возможно, является наиболее фундаментальным, и эта проблема касается интересов
Фонда Джона Темплтона. Сам
сэр Джон Темплтон говорил и писал о необходимости скромного подхода к знаниям и открытиям, затрагивающего «большие вопросы» науки, философии и теологии.
Интеллектуальное смирение - это образ мышления, которым мы руководствуемся. В частности, это подразумевает признание и владение нашими интеллектуальными самоограничениями в служении в стремлении к более глубоким знаниям, истине и пониманию. Такое мышление представляется ценным во многих сферах жизни - от образования до межрелигиозного диалога и публичных дискуссий. Он обещает помочь нам избежать решительных решений и ошибочных мнений и позволяет нам более конструктивно взаимодействовать с нашими согражданами.
За последнее десятилетие психологи, философы и другие исследователи начали исследовать
интеллектуальное смирение, используя аналитические и эмпирические инструменты, направленные на понимание его природы и последствий. В то же время теоретически увлекательное и практически весомое исследование
интеллектуального смирения требует сотрудничества между исследователями из областей исследований, включая психологию, эпистемологию, нейробиологию и образовательные исследования. В недавних обзорах исследований, проведенных по заказу
Фонда Джона Темплтона, философ Фордхэмского университета
Натан Баллантайн и психолог университета Дьюка
Марк Лири обобщили результаты из десятков недавно опубликованных статей по этой теме, выделяя как ответы, так и вопросы, которые они поднимают.
ОПРЕДЕЛЕНИЯ
Исследователи в этой области не остановились на едином определении
интеллектуального смирения. Теоретики по-разному воспринимают это понятие: как черту личности, когнитивный характер, набор саморегулируемых привычек, интеллектуальную добродетель и отсутствие интеллектуальных пороков. Иногда
интеллектуальное смирение определяется как общая черта, определяющая реакцию людей на доказательства в самых разных ситуациях; в других случаях оно характеризуется как способ управления своими реакциями на какое-нибудь одно конкретное убеждение или набор убеждений.
Изучая определения, предложенные в литературе, выявляются некоторые общие черты.
Интеллектуальное смирение говорит и о готовности людей пересмотреть свои взгляды, избегать защиты, когда им бросают вызов, и умерить свою собственную потребность казаться «правильным». Оно чувствительно к контрдоказательствам, реалистично в перспективе, стремится к точности, мало заботится о себе, и важность в том, что это корректирует естественную тенденцию уделять первостепенное внимание только своим потребностям.
Короче говоря,
интеллектуальное смирение помогает нам преодолеть реакции на даргументы, которые эгоцентричны или которые превосходят силу этих доказательств. Такое мышление побуждает нас искать и оценивать идеи и информацию таким образом, чтобы на нас меньше влияли наши собственные мотивы, и мы были более ориентированы на раскрытие истины. Когда мы обсуждаем важные, противоречивые вопросы с другими, наши первоначальные ответы на их аргументы, как правило, зависят от наших предпочтений, особенностей и предыдущих мнений.
Интеллектуальное смирение противодействует генерализации этих реакций, так что мы можем стать более «ориентированными на истину». Это помогает нам преодолеть наши эгоистичные наклонности в обсуждении и обучении, повышает вероятность того, что мы будем следовать свидетельствам, к которым оно ведёт, и позволит нам лучше понять правду.
Исследователи представили ряд моделей функционирования
интеллектуального смирения. Некоторые полагают, что это смягчает определённые склонности к формированию отношения, делая
интеллектуально смиренных людей более склонными пересматривать свои взгляды, менее защищаясь отвержением, когда их убеждениям бросают вызов. Другие говорят, что это помогает нам точно оценить наши убеждения и интеллектуальные слабости. Третьи утверждают, что
интеллектуальное смирение уменьшает нашу заботу о нашей собственной интеллектуальной значимости. Наконец, смешанные мнения объединяют эти функции различными способами. Все эти модели
интеллектуального смирения предполагают, что различные типы механизмов регулируют эгоцентричные реакции на доказательства, но каждая из них предполагает, что интеллектуальное смирение помогает людям лучше приспособиться к фактическим данным и меньше привязываться к эгоистичным мотивам.
ИЗМЕРЕНИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО СКОРОСТИ
Попытка измерить
интеллектуальное смирение может стать для исследователя чем-то сродни принижению. Как и в случае со многими показателями личностных качеств, сбор самоотчетов - очевидное место для начала, взятием к рассмотрению опытного материала. Но поскольку
интеллектуальное смирение часто рассматривается как ценная или желательная черта, люди могут иметь мотив, чтобы утверждать, что они более интеллектуально смиренны, чем они есть на самом деле. Это может быть усилено так называемым «эффектом скромности», который предполагает, что действительно
интеллектуально смиренные люди будут скромно сообщать о своём
интеллектуальном смирении, приводя к снижению самооценки, тогда как люди, которым не хватает интеллектуального смирения, будут иметь мотив утверждаться в самосовершенствовании, раздувая значение своих самооценок.
Хотя исследователи не согласны с тем, что имеет влияние эффект скромности, но некоторые пытались обойти его потенциальное влияние, создавая
интеллектуальные смирения от первого лица. По сути, если мы хотим знать, являются ли некоторые люди
интеллектуально смиренными, не спрашивайте их - спросите людей, которые их знают. Но даже у этих других мер отчётности есть ограничения, так как восприятие наблюдателей само по себе может быть предвзятым. Например, они могут приписывать более высокий уровень
интеллектуального смирения людям, которые согласны с их убеждениями и ценностями, чем тем, кто этого не делает. Следуя выводам исследований по общему смирению, лучше всего наблюдать
интеллектуальное смирение другими в определённых ситуациях: во время межличностных конфликтов, при получении похвалы, в иерархических отношениях.
Наконец, смежные области, такие как
когнитивная нейробиология, могут вскоре дать альтернативные способы измерения наличия
интеллектуального смирения. Недавняя работа с использованием
ЭЭГ (электро энцефалограммы) для измерения мозговой активности субъектов, когда они делают ошибки, указывает на потенциально менее субъективные способы измерения некоторых аспектов
интеллектуального смирения.
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ СКОРОСТЬ И БЛАГОПОЛУЧИЕ
Исследователи склонны полагать, что
интеллектуальное смирение лучше для людей, чем противопоставление таких черт, как интеллектуальное высокомерие и ограниченность. Некоторые утверждают, в частности, что
интеллектуальное смирение улучшает благосостояние, повышает терпимость к другим взглядам и способствует исследованиям и обучению. Такие заявления, если они верны, показывают, почему поощрение людей к
интеллектуальному смирению стоит этих усилий. Но в настоящее время существует гораздо больше нерешённых вопросов, чем хорошо подтвержденных ответов. {
Вообще, интеллектуальное исследование чего угодно всегда подразумевает взятие этого материала к рассмотрению и удерживанию для исследования, в течении всего необходимого для этого исследования времени, и конечно талантливый исследователь будет иметь довольно высокое интеллектуальное смирение, ибо взяв даже оппонирующий материал, таковой его не предвзято исследует вне психологизма обязательно вытеснения этого материала, что всегда повысит объективность конечных выводов и сделает вклад в объективное исследование заведомо большим и значимым, менее нуждающимся в переоценке, что безусловно есть существенным вкладом в успешность и креативность исследователя, имеющего таковую профессиональную черту---в наличии у него интеллектуального смирения. Безусловно, что качество интеллектуального смирения есть весьма желательным и даже необходимым, да ещё и тем большим в его значении, чем более ёмкое и значимое проводится это самое интеллектуальное исследование. И конечно понятно, что именно философы прежде всего и должны обладать довольно сильным интеллектуальным смирением, в специфике той пропозиции, что их собственное мировоззрение есть столь сильно аргументированным убеждением, что любой исследуемый материал его не более чем дополнит, если будет принят, и потому интеллектуальное смирение сильного философа не несёт его собственному мировоззрению никакой опасности, но только пользу, как это имеет место у меня самого: [моё примечание.]}
Рассмотрим, например, утверждение, что
интеллектуальное смирение повышает благосостояние. Противоположное предположение можно найти в работе о том, как мы относимся к своим убеждениям, защищая себя от вызовов нашему мировоззрению. С одной стороны, некоторые люди считают свои убеждения источником комфорта и уверенности в себе перед лицом трудностей; они имеют тенденцию демонстрировать высокий уровень «экзистенциальной безопасности», соглашаясь с весомыми вопросами о значении и смертности. С другой стороны,
интеллектуально смиренные люди более осторожны в своих оспариваемых убеждениях и демонстрируют более низкий уровень экзистенциальной безопасности. Однако в настоящее время неясно, что такие выводы говорят нам о взаимосвязи между
интеллектуальным смирением и благополучием. Экзистенциальная безопасность обычно измеряется с помощью самоотчетов, и поэтому одна возможность состоит в том, что, когда люди придерживаются «оборонительных» убеждений, они стремятся к самосовершенствованию и сообщают о большей безопасности, чем они на самом деле испытывают. Люди, которые используют свои убеждения, чтобы противостоять мировоззренческим вызовам, могут преувеличивать свою безопасность, потому что их убеждения предполагают, что они просто должны чувствовать себя в безопасности, и иметь в том уверенность.
УВЕЛИЧЕНИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ
Другое предлагаемое преимущество
интеллектуального смирения заключается в том, что оно повышает терпимость или уважение к убеждениям или идеям других людей. Эго-защитные реакции могут привести к тому, что люди будут пренебрегать, унижать и даже избегать других членов группы. Во взаимодействии
интеллектуального смирения и религиозных убеждений некоторые исследования показали, что среди монотеистов те, кто интеллектуально смирен, более терпимы, чем те, кто не взаимодействует с людьми из разных традиций. Но пределы толерантности, основанные на
интеллектуальном смирении, еще не до конца поняты - возможно, что
интеллектуально смиренный христианин будет более терпимым к иудейским или мусульманским взглядам, чем к индуистскому многобожнику. Или, возможно, корреляции между этими переменными нет вообще.
Если
интеллектуальное смирение и не ведёт к безграничной терпимости, то оно может, по крайней мере, помочь людям преодолеть то, что Фрейд назвал
«нарциссизмом небольших различий». Это центральная тема для будущих исследований, учитывая, что политические и религиозные дебаты могут перерасти во все возрастающую раздор и поляризации. Если
интеллектуальное смирение действительно делает людей более терпимыми, ценность этого результата всё же может сильно зависеть от диапазона различий, которые они могут терпеть.
ИНСТРУМЕНТ ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ
Иногда утверждают, что
интеллектуальное смирение улучшает исследования и обучение. У интеллектуально скромных людей вполне может состояться лучший доступ к взглядам других. Но даже если такие люди ищут разные перспективы, они не всегда могут получить то, что ищут. Существует много препятствий для выбора перспективы, в том числе так называемое
«проклятие знаний», т.е. неспособность продумать тему с менее информированной точки зрения. Даже если
интеллектуальное смирение заставляет людей желать понимать других, они могут быть не в состоянии
по-настоящему «вступать» в альтернативные точки зрения, если только их
интеллектуальное смирение не смягчает предубеждений, которые препятствуют восприятию перспективы. Исследователи также отмечают, что
интеллектуальное смирение может помочь людям понять, как нужно слушать экспертов. Это может стимулировать правильную зависимость от принятого знания, потому что это позволяет людям различать разницу между тем, что они знают самостоятельно, и тем, что известно, в зависимости от других. И правильная зависимость может проистекать из того факта, что
интеллектуальное смирение - это не самоцентрированное состояние: поскольку
интеллектуально смиренные люди менее пренебрежительны и враждебны по отношению к знаниям других, они более склонны доверять тому, что им говорят эксперты и специалисты.
СТРАТЕГИИ ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО СКОРОСТИ
Большинство людей, которые проводят исследования по
интеллектуальному смирению, считают, что это именно то, что мы должны стараться в себе развивать. В зависимости от взглядов на источники
интеллектуального смирения, различные потенциальные вмешательства могут показаться многообещающими. Если метакогнитивная способность
(мышление о мышлении) является ключевым фактором, тогда вмешательства для развития
интеллектуального смирения могут быть направлены на развитие метакогнитивных навыков, которые повышают и его.
Если
интеллектуальное смирение в первую очередь усиливается или ограничивается нашей степенью личной безопасности, для вмешательств может потребоваться особенно осторожный курс, поскольку подчёркивание новых идей об
интеллектуальном смирении может восприниматься как угроза глубоко укоренившимся ценностям. Тем не менее, некоторые исследования с использованием образцов, основанных на примерах
(обучение студентов писать и мыслить в соответствии с тем, как пишут и думают смиренные люди) обнаружили, что, хотя участники могли испытывать трудности при выполнении упражнений, в результате они чувствовали себя смиренными, увеличивая свои уровни в удержании более длительного смирения в процессе.
Наконец, работа над ситуативными простыми случаями и так называемыми стратегиями подталкивания---предполагает, что могут быть способы для тонких стимулов и положительных подкреплений для повышения
интеллектуального смирения. Исследователи обнаружили, что анализ тем, которые выносят на обсуждение в школах, с большей вероятностью одобряют большие расходы на образование. Точно так же могут быть окружения или наборы стимулов, которые могут увеличить или уменьшить наш уровень
интеллектуального смирения в определённых условиях.
НАПРАВЛЕНИЯ ДЛЯ БУДУЩЕГО ЗАПРОСА
Наше понимание
интеллектуального смирения значительно расширилось за последнее десятилетие, но многое ещё предстоит изучить и уточнить. Анализируя литературу, становится ясно, что эта область созрела с потенциалом для более широкого сотрудничества, начиная от семинаров и обсуждений, до создания постоянных междисциплинарных центров, расположенных в университетах, которые могли бы служить центрами для исследований и публикаций по вопросам
интеллектуального смирения и связанных с ними концепций. Одно из преимуществ междисциплинарного партнёрства заключается в том, что оно заставляет исследователей осознавать границы своих индивидуальных академических областей, что само по себе является упражнением в
интеллектуальном смирении. Как однажды заметил сам
сэр Джон Темплтон, размышляя о смирении, мы можем способствовать смирению внутри себя.
ВСЕ ЕЩЁ ЭТО ЖЕЛАЕТЕ?
Загрузите сводку исследований по интеллектуальному смирению по адресу
templeton.org/intellectualhumility.
Послушайте этот эпизод «Разговора о философии» :
«Как смиренно не соглашаться.» Посмотрите видео «Радость быть неправым»
https://www.youtube.com/v/mRXNUx4cua0 .