Полагаю, что вы и сами должны понимать, отчего дон Хуан согласился назвать свое учение магией с большой натугой. Слишком уж большое отклонение от того, что положено понимать под магией:
Магия - действия, связанные с верой в способность человека влиять на силы природы, предметы, животных, судьбу людей, подчиняя себе сверхъестественные силы или манипулируя ими с помощью заклинаний, амулетов и определённых ритуалов.
https://ru.wikipedia.org/wiki/МагияМагия - действие, выходящее за пределы привычных законов природы – сверхъестественность, производящая некий эффект, или сверхъестественная эффективность, подчиненная нашей воле (в отличие от благодати и чуда, покорных лишь Богу) либо направляемая ею.
https://philosophy_sponville.academic.ru/999 Мое личное понимание термина "магия" близко словарному -
влияние на реальность сверхъестественными способами. Так чем же донхуановский нагуализм отличается от магии? - А в первую очередь тем, что реальность в нем заменена на виртуал! Ситуация типа той, что если бы два борца боролись друг с другом не на ринге, а дистанционно резались в компьютерную игру online
. Или тот же Мерлин сидел бы сиднем, как овощ
, магича в собственном сновидении. После чего этот Мерлин годился бы разве что только на роль пророка, но никак не мага. Отсюда и образ воина, которого дон Хуаном выбрал за образец, тоже поплыл - вместо того, чтобы сражаться с реальным врагом (таким же воином, как он сам), он сражается с виртуальным противником (своими страхами, вредными чувствами и привычками), т.е. всем тем, что может помешать ему игнорировать реальность и переместиться в виртуальность. Отсюда растет и понятие второго внимания, как альтернативы первому, которое именно тем и провинилось, что на реальность было заточено. Собственно на эту тему, лучше не Кастанеду цитировать, а "Жизнь-в-сновидении" Флоринды Доннер - там четко изображен тот пикник, который можно устраивать во время карантина
.
Фактически в реальном мире имеют место две основных тактики: 1) животная тактика приспособления к среде обитания по принципу "дают - беги, а бьют беги", отчего выживают самые ловкие и быстрые; и 2) человеческая тактика модификации среды обитания в своем ближайшем окружении посредством своего труда. Ну и еще могут быть еще какие-то промежуточные формы между этими двумя крайностями. И если теперь с этих позиций взглянуть на магию (традиционную, а не донхуановскую!), то она окажется вариантом человеческой тактики, в которой ручной труд заменен сверхъестественным воздействием на среду. И здесь, несмотря на кажущуюся парадоксальность, замечу, что наука и технологии тоже идут по этому же пути, заменяя физический труд умственным, отличаясь от магии только тем, и что используют естественные, а не сверхъестественные средства. Тогда как дохуановский нагуализм ближе к животной тактике приспособления к среде, избегающий ее преобразования, вплоть до бегства
в другие "внимания", где вместо несговорчивой реальности присутствует виртуал, податливый желаниям и воображению.