Ряд исследователей подчёркивает в эмпатии тот аспект, что эмпатирующий осознаёт, что чувства, которые он испытывает, являются отражением чувств партнёра по общению. Если этого не происходит, то такой процесс, с их точки зрения, является не эмпатией, а, скорее, идентификацией с собеседником. Именно способность понимать, что текущие чувства отражают состояние другого человека, позволяет эмпатирующему использовать эту способность для более глубокого понимания партнёра, и различать свои индивидуальные эмоции с теми, что возникли в ответ на эмоции партнёра
Из вики
Я уж было хотела с вами во всем согласиться, но раздумала, когда увидела, что текст из Википедии.
Лично я бы определила этот вид эмпатии, как
моделирование сенсорного восприятия живого объекта по аналогии со спектром чувств самого эмпата. В простонародии это явление обычно называют "поставить себя на чужое место". Причем, это очень древний метод (первоначальная стадия развития религий), когда люди верят в одушевлённость всей природы, в том числе и не живой (анимизм), отголоски которого встречаются даже сейчас. Отсюда и попытки угодить природным стихиям дарами, и конечно на свой человеческий вкус. Позже именно это привело к тому, что природные стихии стали представлять в виде живых существ - богов, чаще всего в человеческом обличии - в этом случае их ублажение на человеческий лад выглядело более логичным. В нашем же случае (в отношении эмпатии) это выглядит так, что уже древний человек пытался найти эмпатийный контакт не только в отношении соплеменников, но и со всеми природными объектами/явлениями подряд, стараясь поставить себя на их место, а затем сообразить, что бы его самого на этом месте могло успокоить и привести в благостное расположение духа. Отсюда и строительство храмов, и хвалебные песнопения, т.к. люди любят, когда их хвалят, а тем паче строят для них дворцы.
Рассмотрим конкретный пример. У человека нет хвоста
, но у кота он есть. Поэтому состояние кота, которому наступили на хвост, человек моделирует примерно тем же ощущением, когда ему самому наступили на ногу, приписывая это ощущение животному. Те люди, которые переживают воспоминания о своей некогда пережитой боли особенно ярко, станут после этого кота защищать, чтобы это болезненное воспоминание в них утихло. Т.е. в данном случае имеет место не только "подстановка себя на чужое место", но и спонтанность проявления такой подстановки, когда она происходит автоматически вне контроля сознания/разума. Именно поэтому те, у кого разум развит слабее чувств
, чаще всего оказываются "природными эмпатами", хотя им же это обычно выходит боком - слишком уже сильно они внушаемы, а потому быстро подпадают под постороннее влияние, в том числе и религиозное. А разные гении в фантастической литературе по той же причине обычно бывают злыми
.
И вот еще что. Та самая китаянка Wang Jue считается первой, кто совершила убийство котёнка в качестве зрелища. Кошек в Китае ели всегда, а вот использовать их убийство в качестве зрелища она додумалась первой. И случилось это в январе 2006-го года. Т.е. почти ровно через месяц мы можем отметить 15-летие со времени того события
. Были у нее и подражатели, но вероятно только из-за зависти, когда в ее карманы хлынули деньги за всех континентов от людей, которых ее образ в этой ситуации привлекал больше, чем кошачий. А было ей тогда 37 лет, и работала она тогда медицинской сестрой (а у медиков, и особенно у хирургов, эмпатия профессионально притуплена - иначе бы они не могли делать хирургические операции). Стало быть, ей сейчас уже за 50, и у нее, скорее всего, уже взрослые внуки, обожающие свою прославленную бабушку. В этой ситуации эмпатические страдания по поводу кота, мало чем отличаются от сопереживания с ... динозавром, погибшем в меловом периоде
от удара в глаз рогом другого динозавра. А то, что это "преступление" совершил человек, должно по идее восприниматься легче, чем побоище динозавров, т.к. в данном случае человек действовал исходя из своих интересов, которых вероятно достиг. А потому нам лучше бы пристало радоваться, что животное погибло не напрасно, а принесло человеку материальную пользу
.