Или, вот, пример, как говорится, перед глазами. Некий персонаж по имени АПК, ангажированный мешанкой из игры наука и игры психология, решил, что стоит в этот винегрет включить ещё и игру так называемого учения дона Хуана. Типа, круто ж будет!
И что? В итоге получилась игра постнагвализма. Но, - зачем?? Разве что для развлечения. Другого смысла нет.
Если к твоему большому незнанию прибавить моё большое незнание, сможем мы получить одно, пусть маленькое, но таки знание? Вряд ли. Скорее выйдет ещё одно большое незнание.
Как на мой вкус, так содружество игр имеет смысл лишь в одном случае: если в результате персонажи, вдруг, осознают, что они – в игре. Ну, типа, как Алиса:).
Слово "игра" может иметь различные значения/смыслы. Бывает игра в смысле досужего время препровождения, убивания времени. Обычно этот смысл распространяют на детские игры, хотя определенная польза от них всё же может быть. Еще бывают азартные игры на деньги, в том числе с использованием игровых автоматов или лотерей. Это, так называемые, "игры с нулевой суммой", когда одни игроки (обычно шулеры, владельцы казино или устроители лотерей) обогащаются за счет доверчивых игроков, эксплуатируя человеческую жадность к халявным деньгам. Однако есть игры и другого рода - например, те, которые изучает (математическая) "теория игр" (ТИГР). Здесь, вопреки названию, игрой называют стратегии, а теория касается выработки оптимальной стратегии при заданных правилах игры, в качестве которых можно рассматривать и ресурсные ограничения.
Среди выигрышных стратегий теория игр рассматривает и такие случаи, когда сумма выигрышей превышает сумму проигрышей, а в пределе и тот случай, когда все игроки остаются в выигрыше. Такую ситуацию называют "игрой с ненулевой суммой", а для того, чтобы свести вычисление оптимальной стратегии к общему варианту, добавляют фиктивного игрока под названием "среда". Тогда при выигрышах, превышающим проигрыши говорят, что игрокам "приплачивает среда". Этот вариант несложно распространить на отношение человека (или всего человечества) к миру, отождествив людей с игроками, а мир со средой. При этом окажется, что все мы действительно живем благодаря тому, что среда всем нам "приплачивает", несмотря на то, что люди по-прежнему не прочь вырвать лакомый кусок из-за рта ближнего, а уж дальнего и подавно. Будь оно не так, то лакомые куски давно бы уже везде закончились.
Среди математических теорий есть еще одна, имеющая отношение к данному вопросу - это "теория автоматического регулирования (ТАУ)". Здесь слово "автоматического" тоже может вводить в заблуждение, поскольку эта теория касается не конструирования автоматов, а выработки стратегии управления пассивными объектами. Т.е. такими, чья реакция на внешнее воздействие известна или может быть определена экспериментально опытным путем. Разграничение сферы применения ТИГР и ТАУ идет по границе, определяемой поведением объекта. Если его поведение предсказуемое, то он находится в сфере компетенции ТАУ. А если объект ведет себя непредсказуемо, а тем более является разумным (соперник = другой человек), то здесь уже наступает компетенция ТИГР. Например, стрельба по мишени относится к компетенции ТАУ - отсюда и "армейская" наука баллистика, накопившая информацию о том, как нужно управлять полетом снаряда, чтобы он попал точно в цель. А вот игру в кегли (боулинг) уже называют игрой, хотя легко заметить, что она имеет много общего с искусством управления полетом снаряда. И, наконец, заполнение карточек Спортлото
- уже на все 100% типичная игра в закрытую (когда устроитель лотереи не знает заранее, как заполнили карточки ее участники). Почему так? - А потому, что в ряду баллистика-боулинг-лотерея нарастает элемент случайности, который, по всей видимости, приписывается к воле среды, тем самым превращая ее из объекта регулирования в полноценного игрока.
Легко заметить, что наука четко считает мир объектом регулирования, занимаясь исследованием и описанием реакции всевозможных его элементов на внешние воздействия. Тогда как древние люди, напротив, одухотворяли мир и относились к нему, как к игре, стараясь обмануть богов
к своей пользе. А вот нагуализм Кастанеды предлагает нечто среднее, где на фоне пассивных объектов, подверженных регулированию, время от времени выскакивает нагуаль
, чье поведение полностью непредсказуемо. Можно предположить, что такое решение было вынужденным, поскольку отрицать достижения НТР в деле управления природными объектами было бы совсем глупо - вот и пришлось сделать элемент неповиновения приходящим внезапно и столь же внезапно исчезающим, чтобы его не было возможности изучить
.
Что же касается магии и АПК в частности, то здесь можно заметить элемент шулерства
, когда правила (здесь законы природы) наглым образом не нарушаются, однако используются незадекларированные варианты действий, которые правилами не оговариваются. Это аналогично действиям хакеров, которые не ломают защиту, а ищут в ней бреши, до сих пор не замеченные ни создателями этой защиты, ни ее пользователями. Действительно, в картежных играх или шахматах правила игры четко приводят список всех разрешенных действий, а любое действие вне этого списка считается запрещенным. Тогда как в игре со средой такой список невозможно составить. Отсюда всегда будут иметь ненулевые шансы того, что некое действие, недостаточно изученное наукой, окажется способным произвести в мире непредсказуемые заранее эффекты. А в настоящее время одним из таких недостаточно изученных феноменов являются возможности человеческой психики. Причем одной из существенных причин, затрудняющих ее изучение, является трудность отличить случай, когда подвижка в психике на самом деле вызвала эффект в реальности, от случая, когда эффект в реальности оказался иллюзией вследствие изменения восприятия реальности, вызванного подвижкой психики. При этом "практикующие маги" непременно требуют, чтобы видеосъемка во время демонстрации их способностей не велась
.