Дослушал Виту Ностру. Целевая аудитория романа даже не студенты, а прежде всего, подростки-абитура.
1) Отлично изображены два главных студенческих страха - не сдать зачет/экзамен "огорчить маму!
2) тирания преподов - уж совсем гротеск, видимо, ради ключевой идеи
3) роман грузит описаниями незрелой "физиологической" девочковой эмоциональности, чтение которых для меня сродни разглядыванию использованных женских тампонов т.е. вызывает легкий позыв на рвоту . Хотя признаю, что фентезийно-физиологические описания "метаморфоза" в подростковой аудитории отклик найдут.
Каков герой, таков и окружающий его антураж! Если бы герой был ... гусаром, то у него были бы усы, конь и сабля
. Поэтому в данном случае можно пенять лишь на то, что авторы книги выбрали в качестве героини выпускницу школы. Но и это вполне логично, поскольку люди зрелого, пожилого и старческого возраста труднее переобучаются, а тем паче трансформируются
. Поэтому реально выбор невелик - либо школьница, либо студентка. И здесь авторы выбрали ровно середину этого возрастного интервала. Вот и Карлос Кастанеда тоже был студентом, а Гарри Поттер школьником
. Да и все попаданцы в магические академии обычно имеют возраст в этом же интервале.
Тут еще и другой повод для трансформации есть - половое созревание. И хотя мы не бабочки
, определенный метаморфоз при этом происходит, причем вплоть до того, что сама личность заметно меняется. Т.е. здесь и в самом деле есть определенный переломный момент, хотя и связанный не с сексом
, а с гормональной перестройкой.
Вот и меня судьба героини зацепила, т.к. у меня самой как раз в этот период были серьезные проблемы. Причем, очень серьезные, хотя никакие учителя или экзаменаторы в этом виноваты не были, да и школу тогда я еще не окончила. Просто ... не хотела дальше жить. Сейчас, уже в зрелом возрасте, я объясняю случившееся со мной - сменой доминанты личности. Когда ранее доминирующая субличность вместо суицида добровольно отрекалась от власти над телом, и ее на этом поприще заменила другая субличность, прежде минорная (находящаяся на втором плане, ранее неосознаваемая). При этом пропали многие детские воспоминания (возможно даже большинство, т.к. оценить размер этой потери теперь невозможно) и накопленные умения (в детстве хорошо танцевала и каталась на лыжах). Родителей по-прежнему узнавала, но с речью возникли проблемы - стала молчаливой, плохо понимала смысл того, что мне говорят, хотя слух не был нарушен. Распад личности был замечен не только родителями, но и мной самой. Мысль, что в меня вселился кто-то другой приходила уже в голову не только мне. В школу ходить перестала (типа по болезни). Ну и в больнице, естественно, лежала - сами можете догадаться в какой
. Однако диагноз "шизофрения" мне не поставили - спасло "половое созревание", на него и были списаны все происходящие со мной изменения. Длилось всё это около полугода, из которых два с половиной месяца в острой форме. Ситуация была неясна мне самой, т.к. я понимала, что распадаюсь, утрачивая былые умения и воспоминания, но не могла тогда оценить новых способностей, пришедших с новой доминантой личности, т.к. им было попросту негде и не на чем было проявиться. А потому это выглядело чистой деградацией, как для меня, так и для окружающих.
Тем не менее, кошмар, достигнув своего апогея, все-таки закончился. Закончился тем, что я перестала сожалеть об утраченном просто потому, что забыла, что именно я утратила
, а потому решила начать жить "с чистого листа" так, как я хочу, не оглядываясь на то, какой я была прежде в своих и чужих воспоминаниях. После чего дело быстро пошло в гору. С врачами мне удалось довольно быстро "договориться", создав у них представление, что я выздоровила, благодаря их усилиям. Оказалось, что сделать это было довольно просто, т.к. каждый врач внутренне верит, что его усилия должны помочь больному. И когда больному становится лучше, то он это относит исключительно к своим заслугам, а потому и не испытывает сомнений. Родителей тоже удалось довольно быстро успокоить, симулируя вернувшуюся память
. Это тоже оказалось несложным делом, т.к. за эти полгода они мне все уши прожужжали про то, что я должна была вспомнить. Понятно, что повторить всё это им мне не составило проблемы, т.к. потеря памяти касалась лишь моего прошлого, но не настоящего. Но самым удивительным образом решилась проблема со школой. К тому времени я уже пропустила 3 четверти и ни у кого не было сомнений, что я останусь на второй год. Но поскольку пропуск занятий был у меня по уважительной причине (отсутствовала по болезни), то меня сразу не "отчислили", а раз в неделю приходили домой учительница физики, математики и кажется еще географии. Они меня не учили, в просто задавали задания на следующую неделю, которые я должна была выполнять самостоятельно. Так вот где-то за 2-3 недели я перерешала весь задачник по физике... (как в книжке "сняла треки"
) Лишь где-то с десяток задач там нашлось таких, что я сама их решить не смогла, но пытала учительницу про то, как их решать, когда она меня посещала. В математике такого успеха у меня не было, но со всеми заданиями я справлялась из особого труда, сетуя только на то, что рука устает много писать (задания были письменные). И здесь произошло ровно то же, что и с врачами - мои учителя немедленно приписали мои успехи своему педагогическому таланту
и выступили против моего оставления на второй год, к тому же в последнюю четверть я уже ходила в школу и училась по оценкам лучше среднего. Отличницей я не стала, т.к. видимо не очень к тому стремилась, а ЕГЭ тогда еще не было. Но затем был ВУЗ и полученный там красный диплом с отличием.
И вот теперь, читая в книге "Vita Nostra" приключения Сашки, очень многое перекликается у меня с собственными воспоминаниями. Глаголам я не стала
, но трансформацию личности пережила. Не скажу, что дальше жизнь пошла, как по маслу. Порой остро не хватает утраченной половины, чувствуешь себя не в своей тарелке в некоторых ситуациях, которые со временем научилась избегать, т.к. адаптироваться к ним так и не смогла.
4) ЧСВшная концовка в духе "я то оказывается прынцесса" ну то есть "пароль". Минус.
Минус здесь только в том, что это трафаретный ход - несправедливо страдающий герой должен под конец повествования получить вознаграждение
. Это и сказка о Золушке, и "Рабыня Изаура", и большинство индийских фильмов. Но по большому счету это правильно, т.к. любой труд должен быть вознагражден своими результатами. И Сашка, я думаю, его тоже заслужила.
5) Мироздание, как текст. Ну такое себе.. заезжено. Но гуманитариям должно нравиться, а их большинство
Это да, действительно минус. Но я о нем заранее предупреждала.
6) А вот, как раскрыта сама идея превращения человека в чистую функцию-предназначение, мне понравилось... В духе трансгуманизма
А вот тут большая и сложная проблема. О ней я как-нибудь в другой раз выскажусь.