улучшенной М (молибденом).
Помпуха тоже так считает и буторит им свой литой булат, хотя не понятно чем молибден может ножевую сталь улучшить? В быстрорезах он отвечает за красностойкость
Тем же, что и Р (Вольфрам), ибо термостойкость быстрорежущей стали зависит от стабильности легирующего карбида (WC ↔ W
2C), в данном случае карбида вольфрама, который начинает видоизменяться только после 1100℃, и потому эта сталь режет сталь и не тупится, а отпускают её только для снижения хрупкости (со снижением твёрдости конечно). У молибдена лигирующие способности не хуже вольфрама, и даже лучше, но его карбид уже начинает изменяться (MoC ↔ Mo
2C) градусов на 100-200 ниже. Кобальт же способствует существенно лучшей схватываемости легирующих карбидов с железом споава, делая всё более едино скрепленным, за счёт чего как бетон более сильной марки цемента более прочен, так и легированная карбидами сталь от Кобальта.
Допустим карбид железа (Fe
9C
3) уже при 300℃ начинает давать твёрдые растворы в окружающем его железе, + Fe
9C
3 кристаллизуется ввиде пластинок и агломератов (ввиду, что С (углерод) там ввиде доп. углерод-углеродной связи), что способствует микротрещинам и пр., ну и потому чтоб уменьшить зернистость, легируют Бором (жало тогда хорошо держит, как на опасной бритве), или Ванадием, ибо карбид ванадия похож по свойствам на карбиды вольфрама и молибдена, но ещё менее термостойкий, чем у молибдена, но хрупкость сильно повышает, ввиду оч сильного усиления твёрдости. Потому точно до сотых добавка ванадия даёт хорошую пружинную сталь (рессоры, гаечные ключи и пр.), в десятки и сотни раз более выдерживающая активную работу ввиде пружины.
Очень стабильны интерметаллиды Хрома и Железа с Никелем, потому получаемая с ними нержавейка оч термостойкая (стволы артиллерии и автоматов, с доп легированием---и сопла и камеры сгорания в самолётах, и лопатки турбин (они порой ваащще без железа)). Ракетные движки любят делать из танталовых сплавов легированных Рением, ибо они прочные, проводят тепло эффективнее меди, а прочности (стабильности состава) не теряют даж после 1300℃. Марганец сильно модифицирует карбиды железа в стали и тем усиливает ея прочность. Короче, тама оч заумная наука эти стали и сплавы.