у Чалмерса есть такое понятие - "философский зомби"
это совершенно гипотетическое существо некоторое время назад было обнаружено учеными в любом человеке
https://www.sciencedaily.com/releases/2 … 225629.htm
Источник:
Калифорнийский университет в Беркли
Краткое содержание:
Мозг регистрирует то, что мы видим, даже если мы не осознаём этого. Мы даже эмоционально реагируем на содержание. Как это возможно? Новый эксперимент показывает, что, хотя различные области мозга регистрируют кратковременную активность при просмотре нового изображения, зрительная кора сохраняет этот паттерн активности — на пониженном уровне — на протяжении всего времени просмотра изображения. Происходит ли осознанное восприятие, когда префронтальная кора получает доступ к устойчивой активности в зрительной коре?
ПОЛНАЯ ИСТОРИЯ
Более четверти всех жертв инсульта страдают от странного расстройства — они теряют сознательное восприятие половины всего, что видят их глаза.
Например, после инсульта в правой половине мозга человек может съесть только то, что находится на правой стороне тарелки, потому что он не замечает другую половину. Человек может видеть только правую половину фотографии и игнорировать человека слева от себя.
Однако, как ни удивительно, жертвы инсульта способны эмоционально реагировать на всю фотографию или сцену целиком. Их мозг, кажется, воспринимает всё происходящее, но эти люди осознают лишь половину окружающего мира.
Это загадочное расстройство, называемое односторонним пренебрежением, поднимает давний вопрос в нейробиологии: в чем разница между восприятием чего-либо и осознанием или пониманием этого восприятия? Вы можете не осознавать, что проходили мимо обувного магазина, пролистывая ленту в Instagram, но при этом начать искать в интернете информацию о распродажах обуви. Ваш мозг записывает вещи, которые вы не замечаете сознательно.
Нейробиологи из Еврейского университета в Иерусалиме и Калифорнийского университета в Беркли сообщают, что, возможно, обнаружили область мозга, где сохраняются эти устойчивые визуальные образы в течение тех нескольких секунд, пока мы их воспринимаем. Результаты своих исследований они опубликовали в этом месяце в журнале Cell Reports .
«Сознание, и в частности зрительный опыт, — это самое фундаментальное ощущение, которое каждый человек испытывает с момента пробуждения утром до момента засыпания», — сказал Галь Вишне, аспирант Еврейского университета и ведущий автор статьи. «Наше исследование посвящено вашему повседневному опыту».
Хотя полученные результаты пока не объясняют, как мы можем не осознавать то, что воспринимаем, подобные исследования могут найти практическое применение в будущем, возможно, позволив врачам по активности мозга пациента в коме определить, осознает ли он окружающий мир и способен ли он улучшить свое состояние. Понимание сознания также может помочь врачам в разработке методов лечения расстройств сознания.
«Вдохновение для всей моей научной карьеры исходит от пациентов, перенесших инсульт и страдающих от одностороннего игнорирования, когда они просто игнорируют половину мира», — сказал ведущий автор исследования Леон Деуэлл, профессор психологии Еврейского университета и член Центра исследований мозга им. Эдмонда и Лили Сафра. «Это фактически послужило толчком к изучению вопроса о сознательном восприятии. Как получается, что человек обладает информацией, но при этом не осознает ее как нечто субъективно переживаемое, не действует на ее основе, не обращает на нее внимания, не воспринимает ее? Что необходимо для того, чтобы что-то не только ощущалось мозгом, но и для того, чтобы человек испытал субъективное восприятие? Понимание этого в конечном итоге поможет нам понять, чего не хватает в когнитивной системе и в мозге пациентов с таким синдромом».
«Мы добавляем еще один фрагмент к головоломке сознания — как вещи остаются в вашем воображении, чтобы вы могли на них реагировать», — добавил Роберт Найт, также один из ведущих авторов, профессор психологии Калифорнийского университета в Беркли и член Института нейронаук имени Хелен Уиллс.
Мозг реагирует как кратковременно, так и устойчиво.
Деуэлл отметил, что на протяжении примерно шести десятилетий электрические исследования человеческого мозга были почти исключительно сосредоточены на первоначальном всплеске активности после восприятия чего-либо. Но этот всплеск затухает примерно через 300 или 400 миллисекунд, в то время как мы часто смотрим на что-либо и осознаём это в течение нескольких секунд или дольше.
«Это оставляет огромный объем времени, который не объясняется с точки зрения нейронных наук», — сказал он.
В поисках более длительной активности нейробиологи получили согласие на проведение тестов на 10 людях, черепа которых вскрывали для размещения электродов на поверхности мозга с целью отслеживания нейронной активности, связанной с эпилептическими припадками. Исследователи записывали активность мозга с электродов, показывая пациентам различные изображения на экране компьютера в течение разного времени, до 1,5 секунд. Пациентов просили нажимать кнопку, когда они видели какой-либо предмет одежды, чтобы убедиться, что они действительно обращают внимание.
Большинство методов регистрации нейронной активности у человека, таких как функциональная магнитно-резонансная томография (фМРТ) или электроэнцефалография (ЭЭГ), позволяют исследователям делать подробные выводы только о том, где и когда происходит активность мозга, но не о том и другом одновременно. Используя электроды, имплантированные в череп, исследователи из Еврейского университета и Калифорнийского университета в Беркли смогли преодолеть этот пробел.
После анализа данных с помощью машинного обучения команда обнаружила, что, в отличие от более ранних исследований, которые показали лишь кратковременный всплеск активности в мозге при восприятии чего-то нового, зрительные области мозга фактически сохраняли информацию о восприятии на низком уровне активности гораздо дольше. Устойчивая картина нейронной активности была похожа на картину первоначальной активности и менялась, когда человек смотрел на другое изображение.
«Такое стабильное представление предполагает наличие нейронной основы для стабильного восприятия во времени, несмотря на меняющийся уровень активности», — сказал Деуэлл.
В отличие от некоторых более ранних исследований, они обнаружили, что префронтальная и теменная кора головного мозга активируются только при восприятии чего-то нового, при этом информация полностью исчезает в течение половины секунды (500 миллисекунд), даже при гораздо более длительном воздействии стимула.
Затылочно-височная область зрительной коры в задней части мозга также кратковременно становится очень активной — примерно на 300 миллисекунд — а затем её активность снижается до устойчивого, но низкого уровня, составляющего около 10–20% от первоначального пика. Но эта картина активности не исчезает; она фактически сохраняется без изменений примерно столько же времени, сколько человек смотрит на изображение.
«Лобная кора участвует в обнаружении чего-то нового, — объяснил Деуэлл. — Но вы также видите постоянное представление этой информации в сенсорных областях более высокого уровня».
Последовательность событий в мозге можно интерпретировать по-разному. Найт и Вишне склоняются к идее, что осознание возникает, когда префронтальная кора получает доступ к устойчивой активности в зрительной коре. Деуэлл предполагает, что сознание возникает из связей между многими областями мозга, и префронтальная кора — лишь одна из них.
Результаты исследований команды были подтверждены группой, называющей себя консорциумом Cogitate. Хотя результаты консорциума еще ожидают рецензирования, они были представлены на мероприятии в Нью-Йорке в июне, которое позиционировалось как противостояние двух «ведущих» теорий сознания. Как результаты, опубликованные в Cell Reports , так и неопубликованные результаты могут соответствовать любой из этих теорий сознания.
«Это конфронтационное сотрудничество включает в себя две теории из примерно 22 существующих теорий сознания», — предостерег Деуэлл. «Много теорий обычно означает, что мы ничего не понимаем».
Тем не менее, эти два исследования, а также другие текущие исследования, являющиеся частью инициированного Фондом Темплтона сотрудничества, могут привести к созданию истинной, проверяемой теории сознания.
«Что касается предсказаний двух теорий, которые нам удалось проверить, обе верны. Но если посмотреть на ситуацию в целом, ни одна из теорий в их нынешнем виде не работает, хотя на данный момент мы находим в каждой из них крупицу истины», — сказал Вишне. «Учитывая, как много еще неизвестно о нейронных основах сознания, мы считаем, что необходимо собрать больше данных, прежде чем из пепла предыдущих теорий сможет восстать новый феникс».
В будущих исследованиях, запланированных Деуэллом и Найтом, будет изучена электрическая активность, связанная с сознанием, в других областях мозга, таких как области, отвечающие за память и эмоции.
Эдден Гербер также является соавтором статьи. Исследование было поддержано Американо-израильским двусторонним научным фондом (2013070) и Национальным институтом неврологических расстройств и инсульта Национальных институтов здравоохранения (R01 NS021135