Это самоочевидно.
Спорить просто бесполезно.
Так что даже не обидно,
а скорее интересно
наблюдать, как, словно пена,
опадают наши рифмы
и величие степенно
отступает в логарифмы.
1959
Эти строки поэт написал еще в 1959 году, а ныне на дворе 2024-ый. Стало быть, величие уже в логарифмах!
Это я к чему? А к тому, что когда объять необъятное не удается, то на помощь приходит Внимание, которое выделяет среди необъятного какую-то область (или области) и ее (их) подробно разрабатывает. И этот метод обычно всегда работает именно за счет того, что на всё остальное усилия не расходуются.
Так вот важно понимать, что Внимание бывает не только у конкретного человека, но и в каком-то смысле этот термин применим как ко всему социуму, так и к отдельным его областям/отраслям. Например, в философии, науке и технологиях довольно легко выделить популярные (!) направления. А в терминах Кастанеды то же самое можно было бы сказать так, что у "тоналя времени" тоже есть своё Внимание, а тонали разных времен отличаются друг от друга не столько календарным временем, сколько тем, куда у этого тоналя направлено Внимание.
Однако такое Внимание социального тоналя, как правило, направляется не произвольно, а в соответствии с возможностями. Т.е. сфера Внимания имеет еще и естественные границы, за пределами которых концентрация внимания успехов не приносит. Из-за этого получается так, что в отношении каких-то областей пик Внимания безвозвратно пройден. Пройден уже лишь потому, сфера возможного для приложения Внимания с тех пор расширилась и люди устремились своими промыслами в новые области, посчитав старые уже "зачитанными до дыр". Скажем, наши современники никогда не достигнут в игре на скрипке мастерства Паганини, мастерства конной выездки Средних веков, мастерства управлять парусниками, мастерства сражаться на японских кривых саблях (уж и не помню, как они называются) и т.д. Сюда, по-видимому, можно присовокупить мастерство танца и пения, а возможно, что и стихосложения. Т.е. все то, что было доступно "голому телу"
, уже достигнуто в прошлые века, когда кроме этого тела за душой ничего не было.
То же самое в полной мере относится и к Восточной философии (если творчество этого рода будет позволительно так назвать). Фактически вся философия этого периода построена на телесных ощущениях. А для того, кто читал Упанишады, это мое заключение будет совершенно очевидным. Время тогда было такое, когда наук по сути не было, а потому для экспериментов было доступно только собственное тело, да и то только в той мере, в которой оно подчинялось сознанию. Вот и родились в этих условиях картины мироздания, представляющие собой эгоцентрический взгляд на мир, выраженный в чувственной форме. А чего еще стоило ожидать, когда у "тушки" нет ничего, кроме своего самочувствия?
А ныне в картине мира преобладают "логарифмы", причем именно потому, что строится она на основе исследования мира, а не на основе того, что тело про себя чувствует. Причем эти же "логарифмы" используются ныне и для описания субъективных сторон человека - всё большее место в этой картине начинают занимать сведения о внутреннем устройстве человеческого организма (его сущности) и выяснение механизмов его функционирования, и всё меньшее место занимает анализ человеческих чувств. И этот подход - не столько дать моде или поклонению науке, сколько следствие того, что чувства были обсосаны в прошлые века, и что-то там искать в наше дни так же глупо, как искать грибы на тропе, по которой уже прошла 1000 грибников.