Корнак
Модератор своей темы
Старожил
Offline
Сообщений: 89618
|
|
| |
« Ответ #23 : 05 сентября 2012, 10:22:49 » |
|
Бомбей:
"В начале было Слово, и Слово было у Бога… Или, - убого? Глядя на Творение, скорее всё-таки напрашивается второй вариант. Или это я брюзжу? Или это теперь так стало, а вот были времена… Ну, я таких не помню. А ты? Чем, собственно, наша сегодняшняя жизнь отличается от жизни иудеев пару тысяч лет назад? Нет, я не про технологии. Я о, грубо говоря, сфере нравственной. Нет, неудачное слово. Моральной? Ещё более неудачное… Неужто говорить, - духовной? В общем я о том, что ничего не изменилось в самой Твари. То бишь, - человеке. Как была Тварь эта завистливой, злобной, алчной и трусливой во времена Иисуса, так таковой и поныне пребывает. Разве что ещё глупее стала, несмотря на то, что вроде бы ж науки пышным цветом изгаляются.
Знаешь, я тут как-то, вдруг, подумал. А ведь Новый Завет, по сути, является некой, своего рода, «матрицей», шаблоном, по которому выстраивается ВСЯ позднейшая литература, например. То есть, ничего нового, по сути, больше не говорится. Вся трагедия уже произошла тогда. И длится по сей день. И ничего нового. Только комментарии. И комментарии к комментариям. И комментарии к комментариям комментариев. И… ну, сам знаешь. Ничего нового. Всё то же предательство и глупость. Алчность и идиотизм. Только рассматриваемые теперь в литературе «позаковыристей». Короче говоря, - кто лучше выебнется "на тему", тот и поручик Ржевский…
Слова, слова… Что, неужто, правда, всё с этого самого Слова и началось? В греческом варианте стоит Λόγος. А это как бы и не совсем Слово (даже с большой буквы). Но от этого не легче. Даже Гераклиту, который, собственно, и ввёл этот Логос в обиход философии.
Кстати, я здесь буду порой поминать всяких философов. А ты имей в виду, что делается это не заради опоры на авторитеты, а токмо а) заради справедливости, ибо многие из них стоят того, чтобы быть помянутыми; б) в продолжение того, на чём запнулись в Диалоге. А именно, что дело, на мой взгляд, вовсе не в «новых вешках». Всё уже было, и было украдено и до нас.
Да хоть и тот же Логос возьми. Гераклит, небось, в Полях Блаженных уже весь живот от смеха надорвал, глядя на то, во что этот Логос нами превращён.
А что? Мы такие! Нам всё про всё уже понятно…
Впрочем, ладно. Вернусь к началу. То бишь, - к Слову. Нет, всё-таки Иоанн хитрюга ещё тот был, конечно! Ведь как ловко выкрутился, а? Оно ж как. Раз причиной (а говоря о Начале, мы, всенепременнейше, имеем в виду и Причину) было Слово, то должен был быть и тот, кто его Произнёс. И тогда возникает известная курино-яйцевая антиномия. А вот Иоанн раааз, и… В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог.
Как всё замечательно, правда? Это тебе не нелепый Орёл дона Хуана со всеми его эманациями вместе взятый! Впрочем, у ДХ, если уж быть справедливыми (а ты помнишь, надеюсь, что Эй до чрезвычайности справедливый персонаж?), Орёл вовсе не является неким безусловным «законным началом»: – Орел не имеет никакого отношения к визуальному восприятию. Видящий воспринимает Орла всем своим телом, всем своим существом. В каждом из нас присутствует нечто, способное заставить нас воспринимать всем телом. Видящие объясняют процесс видения Орла очень просто. Человек составлен эманациями Орла. Поэтому для восприятия Орла он должен обратиться к самому себе, к своим собственным составляющим. Вот тут и возникают сложности, связанные с осознанием: оно запутывается. И в критический момент, когда эманации внутри и эманации вовне должны просто обнаружить взаимное соответствие, осознание вмешивается и принимается за построение интерпретаций. В результате возникает видение Орла и его эманаций. Но в действительности ни Орла, ни его эманаций не существует. Уяснить же истинную сущность того, что существует на самом деле, не в состоянии ни одно живое существо. (Св.Пис.Кн7,Гл3)
Есть у ДХ и ещё более путаное «понятие» изначального: Маги называют намерение неописуемым, духом, абстрактным, нагвалем. Я предпочел бы называть его нагвалем, но тогда это название совпало бы с именем лидера, бенефактора, который тоже зовется Нагвалем. Поэтому я остановил свой выбор на названии «дух», «намерение», «абстрактное». (Св.Пис.Кн8,Гл1,1)
И есть у него же даже некая «метода», так сказать, познания этой «первопричины»: – Ты можешь объяснить мне «намерение»? – спросил я. – Единственный способ узнать намерение – это узнать его непосредственно через живую связь, которая существует между намерением и всеми чувствующими существами, – ответил он. (там же)
И вот, заметь. Несмотря на всё предельно ясно сказанное, в духовностремящемся народонаселении этого, богом забытого мирка, возникают и плодятся такие комментарии к комментариям, что просто диву даёшься, - а читали ли все эти милые люди одну и ту же книгу?
Ладно, не напрягайся. Я ж помню твоё отношение к КК. И привёл здесь цитатки из него только в качестве иллюстрации. Чтобы перейти к следующему пункту. А именно, - а какже мы читаем? Или, точнее, - как мы понимаем, то, что читаем, видим, слышим, воспринимаем, наконец. Нет, ну правда. Это ж замечательный вопрос! Так что ты там поерзай, устраиваясь поудобнее, на своём пеньке, или подстилке у палатки, или на чём там теперь отдыхает твоя пятая точка, и попробуй проникнуть в этот вопрос. А я пока порассуждаю обо всём этом с точки зрения собственной пятой точки.
Итак, чтобы понять, как мы понимаем (забавно, однако!), следует обратиться к тому аппарату, к той «машине», посредством которой мы запускаем этот процесс и в нём участвуем. А стало быть, мы вновь возвращаемся к причине. Или началу. И значит, - к Слову, какЛогосу. И если тут очень и очень грубо «разделить» Логос на, так сказать, Большой и Малый, то получится бантик в нагрузку к чёрти-что. Но тем не менее открывается возможность набросать каких-то слов. Слов, которые сами по себе ничего не объяснят, конечно. Но при определённом усилии, при некоем проникновении, за этими словами можно ухватить вот тот самый «хвостик шанса», о котором как-то ДХ сказал. Не совсем тот же самый хвостик, но всё-таки.
Короче говоря, если признать Логос (в понимании Гераклита, а не уже Аристотеля), если признать его, как некий огонь (только я тебя прошу, не надо тут стихийно-натурфилософически мыслить!), то наличие такого огня должно и в нас иметься. Ибо, в противном случае, откуда бы даже самая мысль о таком Логосе в нас возникла бы? Ну, и что? – спросишь. – Дальше-то, что? А вот дальше-то самое забавное и начинается. Помнишь: Брюки превращаются… брюки превращаются… брюки… в оригинальные шорты! (Бриллиантовая Рука)
Так вот и Логос, посредством Аристотеля, превращается в… Логику. Казалось бы, - а что такого? Даже звучит похоже! Так я ж не против. И уж тем более, не против Аристотеля. Но вот последствия…
Был такой чрезвычайно умный немец (ха! а где ж это глупые немцы бывают!). Мартин Хайдеггер. Если, вдруг, когда попадалась тебе его работа «Что Есть Мышление», то ты, небось, уже понял, куда я клоню. Правильно! К тому, что мы называем мышлением что угодно, но только не само мышление. Или, выражаясь иначе, мы вообще практически не мыслим. Позволь! – воскликнешь ты (это в случае, ежели тебе эта работка Хайдеггера не попадалась), но тогда что же мы делаем? А всё Аристотель виноват… - тихо вздохну я в ответ. Шучу.
Так вот. Хайдеггер в своей книжке (справедливости ради надо сказать, что вообще-то это были лекции студентам) бросил замечательную фразу. Дословно я не помню, но суть её в том, что, - наука не мыслит… Нууу, не знаю… - протянешь ты, и посмотришь на меня добрым взглядом, каковым смотрят доктора психо-клинических лечебниц на своих пациентов, - Я, конечно, тоже не склонен переоценивать значение наук, но чтобы вот так… Это в том разе, разумеется, если ты не знаком с этой работой Мартина. Ну, так я попробую объясниться. И, в определённой мере перевирая Хайдеггера и весьма уплощая, на пальцах, повторю его рассуждения. Наука, по Хайдеггеру, что-то типа «автомата», «машины», которая не пользуется ТЕМ, что сам он пытается определить, когда задаёт свой «четырёхчастный» вопрос: Что есть мышление? (кстати, теперь, вдруг, вспомнил, что книжка вроде как-то слегка поиначе называется. А я просто спутал её название и вопрос в ней навязчиво звучащий. Но теперь лениво идти за нею наверх, к тому же там уже подруга спит, так что уточню завтра. Или в другой раз. Тем более, что всё равно ведь тебе её в лесу негде будет взять)
Хайдеггер рассуждает примерно так (примерно, потому как не помню я дословно). Математика не мыслит о математике. Физика не мыслит о физике. А химия, - о химии. То бишь, они не мыслят о самих себе (прямо как мы, человеки!) Науки чем-то заняты, участвуют в некоем процессе, но не осознают, немыслят (именно слитно, это не опечатка) самого этого процесса. Ну, и что? – недоумишься ты, - Но они ведь мыслят? Наука ведь мыслит, или как? Хайдеггер считает, что нет. А я что? Я просто согласен.
Приведу отсебятский пример-аналогию. Ты ж ведь художник? Так представь себе картину маслом. Грандиозное полотно, на котором написана… да вот хоть прям и жизнь написана. И представь себе неких существ, которые обитают в пространстве этого батального полотна. Ну, как мы их назовём? Ну, давай Живопиживцами. И вот, как и любые обладающие осознанием существа, обитающие в определённых аспектах относительной реальности, эти Живопиживцы очень даже живо интересуются своим миром. И у них возникли и развились всяческие пользительные науки. И посредством этих своих наук Живопиживцы установили всяческие пользительные вещи. Например, химию и физику своего мира. Начали они, разумеется, с красок. Как с самого очевидного. Но мощью своего разума… хм… а кто-то говорит, что наука не мыслит (??)… они постепенно добрались и до грунта. А потом и до холста. И вот теперь – да прямо сию минуту! – они заняты тем, что расщепляют этот холст на нити, в попытках добраться до первопричины. Интересно, узнают ли они когда-нибудь, что весь этот их мир создал с мощного бадуна некий Митёк, обидевшийся на жену, которая слила в кухонную раковину его водочную заначку. Скорее всего, - вряд ли узнают. Потому как науки их заняты совсем другим делом.
Конечно, пример мой не слишком доброжелателен. Да и понять его можно разве что тоже с хорошего бадуна. Только не хмельного, а, так сказать, духовного. То есть, вот, когда уже до оскомины, до кровавой рвоты нахлебаешься всей этой духовки (и науки тоже), тогда может и съедет крыша на бок, как ушанка солдата, поскользнувшегося на гололёде у вражеского дота. И мелькнёт тогда, словно мираж водонапорной башни в пустыне, некая… мысль. Да, чёрт возьми, - мысль. А совсем не то, что мы обычно под этим словом в виду имеем.
Да. Так вот Хайдеггер. Впрочем, что это я всё о немцах? Давай кого-нибудь отечественного вспомним. Хотя бы Гребенщикова. Как-то он спел: Изумлённых здесь нет. Здесь все, кто рождён, уже в курсе…
Замечательная фраза! Тем более, что перекликается с высказыванием, которое любил повторять другой наш соотечественник Мераб Мамардашвили. Он говорил, что:философия начинается с удивления. Ссылаясь при этом на Аристотеля, который, действительно, сказал такое: Ибо и теперь и прежде удивление побуждает людей философствовать… (Метафизика, 1)
Но если быть справедливым (а мы ведь с тобой такие), то ещё до него о том же самом говорил Платон в одном из своих диалогов: Теэтет. Клянусь богами, Сократ, все это приводит меня в изумление и , сказать по правде, иногда, когда я пристально вглядываюсь в это, у меня темнеет в глазах. Сократ. А Феодор, как видно, неплохо разгадал твою природу, милый друг. Ибо как раз философу свойственно испытывать такое изумление. Оно и есть начало философии… (Теэтет)
Что же касается Аристотеля, то его «фраза» имеет продолжение: …причем вначале они удивлялись тому, чти непосредственно вызывало недоумение, а затем, мало-помалу продвигаясь таким образом далее, они задавались вопросом о более значительном, например о смене положения Луны, Солнца и звезд, а также о происхождении Вселенной.
И вот тут-то и начинает проявляться Засада №1. Всё, казалось бы, невинно и даже возвышенно. И даже, как мы с тобой любим, - справедливо. Действительно, налицо некий прогресс. Сперва удивлялись тому, что непосредственно вызывало недоумение, а потом стали задаваться вопросами, по Аристотелю, более значительными. Ну, кто ж спорит, что вопрос о происхождении Вселенной, - значительный? Кто ж из Живопиживцев дерзнёт оспорить значительность вопроса о происхождении Холста, мм?
Чуешь «фишку»? Чуешь Промежуток? Нет? Ладно. «Перефразирую» Аристотеля: Вначале Живопиживцы удивлялись тому, что такое вообще есть ВСЁ, а потом стали задаваться более значительными вопросами, например о перетекании Красок одна в другую, о химическом составе Грунта, о том, наконец, с какой Нити начался плестись Холст. Теперь чуешь? Кстати, у тебя рыбья чешуя в бороде запуталась… нет, с левой стороны… нет, выше… Ай, ладно! Всё равно никто не видит.
Так вот. Если ты, пока смахивал чешую, ещё не потерял нити моих растерянных рассуждений, то вернёмся к БГ. Изумлённых здесь нет… Нет таких, которые просто… изумлены. Просто. Как говорится, - бескорыстно. Изумлены этой тайной. Если помнишь, то и ДХ говорил о том, что человеку дОлжно рассматривать (относиться к нему) мир, как тайну. И себя самого в этом мире тоже рассматривать, как тайну. Чуешь это отношение? Впрочем, тут мог и не спрашивать. Чуешь.
Так вот это, и по-БГ, и по-Мерабу, и по-Платону, и по многим другим настоящим мыслителям, и есть начало философии. Изумление. И пусть не вводит в заблуждение то, что они употребляют слово «удивление». Это не то, привычное нам, открыторотое удивление. Это удивление… чёрт, не знаю, как выразить. Чистое? Онтологическое? Да, пожалуй, если угодно, то и онтологическое. Во всяком случае, имеющее своим «поводом» всё бытие, а не какое-то там жалкое вращение Луны или происхождение Вселенной. Лихо загнул? Но тем не менее.
Ладно. Потом продолжу. А то ещё поработать надо. А там и поспать. Не забудь свечку погасить! СпалИшь палатку нафиг!"
|