И тут критически важно ощутить одновременно две позиции Наблюдать и Свидетель.
я это уже несколько лет у тебя понять не могу
тут что-то у тебя свое, отличное от Ксена, предложившего эти понятия
у него это про стадии умелости управления психикой волей Я
вначале просто растождествился и с удивлением обнаружил Себя вне всего - Наблюдатель
потом начинаешь пробовать неумело вмешиваться в психику, например останавливать негативную эмоцию, но у тебя мало что получается, как у сороконожки, задумавшейся о том, какой ногой ходить - Сталкер
и третья стадия - наступает умелость в управлении - Свидетель
то есть каждая последующая стадия подразумевает, что включает предыдущую, хотя так говорить не очень корректно - просто ты становишься опытней
а у тебя это выглядит как две разные вещи, которые ты предлагаешь сочетать, как будто они могут проявляться самостоятельно
«Наблюдатель» — осознание, отделившее себя от остальных
содержаний психики и способное изучать их динамику и проявления. Это — первая ступень «пробуждения», если выражаться языком буддистских метафор. «Наблюдатель» занят самопознанием. Он находит закономерности и делает выводы. Однако он не может оказывать серьезного воздействия на события, происходящие в психике и, тем более, во внешнем поле.
«Сталкер» — осознание, способное целенаправленно выслеживать психические содержания определенного типа и влиять на них. «Сталкер» может остановить ту или иную эмоциональную реакцию либо, наоборот, усилить ее. При этом — что очень важно — он сохраняет осознание своей отдельности от эмоций, реакций или чувств.
«Свидетель» — осознание, которое может сохранять свою от
дельность и независимость от других содержаний психики в то время как психика субъекта продолжает функционировать привычным образом, т. е. исполнять автоматизмы, следовать поведенческим и иным стереотипам. Такого осознания достичь непросто. Автоматизмы и стереотипы исключают осознанность.
Когда человек начинает заниматься усилением осознания и формирует состояние «Наблюдателя», он сталкивается с тем, что можно назвать «эффектом сороконожки». Поскольку значительная часть внимания занята наблюдением, практик сталкивается с неожиданными трудностями при исполнении автоматических
или стереотипных действий. Эти трудности изменяют характер поведения и реагирования — делают их более контролируемыми, но менее спонтанными. А неспонтанность реакций и поступков часто производит впечатление скованности и неестественности поведения в целом. Эти проблемы можно считать преодоленными, когда интенсивность осознания достигает уровня «Свидетель».