Постнагуализм
17 января 2025, 22:47:04 *
Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

      Логин             Пароль
 
   Начало   Помощь Правила Поиск Войти Регистрация Чат  
Страниц: [1]
  Печать  
Автор Тема: Умвельт=тональ?  (Прочитано 757 раз)
0 Пользователей и 3 Гостей смотрят эту тему.
Ртуть
Пользователь
*****
Online Online

Сообщений: 848


Вот, уроды!


« : 14 января 2025, 21:36:43 »

Тональ
Тональ (исп. el tonal) в философии Карлоса Кастанеды — это одна из частей "истинной пары", второй из которых является нагваль. В описываемом Карлосом Кастанедой учении магов-тольтеков данное понятие применяется в двух различных смыслах. В космологическом смысле тональ — это «проявленное», «реальность», «то, где существует всякая объединенная организация»[1]. Применительно же к конкретному человеку (или любому воспринимающему существу) тональ — это организующее начало восприятия, строящее для субъекта восприятия его личную реальность. Тональ — это упорядоченная и доступная восприятию обычных чувств часть мира, и, одновременно, личный тональ человека — это то, что делает мир для него таким, каким он его воспринимает.

Сутью пути воина, системы подготовки мага, описываемой Карлосом Кастанедой, является расчистка личного тоналя практикующего, то есть устранение фильтров восприятия, обуславливающих и поддерживающих в его уме привычные концепции мира и самого себя:

«   ...все, что я делал с тобой или для тебя, делалось для выполнения одной единственной задачи -
задачи чистки и приведения в порядок твоего острова тоналя. Как в своё время делал и мой учитель.Дон Хуан Матус — Карлосу Кастанеде[1]
   

Умвельт (нем. Umwelt, «окружающий мир») в биосемиотике и других науках: понятие, введённое Якобом Икскюлем и развитое Томасом Себеоком и обозначающее биологические основания для изучения коммуникации биологических видов (включая человека). Согласно Икскюлю, в силу биологических особенностей у животных могут быть разные умвельты, несмотря на единство физической среды обитания. Человек, как и любой другой вид, имеет собственный умвельт. Отдельные популяции людей реализуют собственные умвельты, но при этом не происходит биологического расщепления вида на подвиды.
-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Умвельт — это особый мир восприятия и действия, тот мир, который строит себе всякий биологический вид и отдельная особь в нем, к которому адаптирован и который определяет способ его поведения в нем. Умвельт — это определенный срез мира, поскольку каждое живое существо выбирает из всего многоцветья, многозвучия, многовкусья, множества запахов мира, из всего многообразия тактильных ощущений, связанных с возможными контактами с внешними предметами в мире, только те раздражители и те сигналы, которые соответствуют возможностям органов чувств этого живого существа и служат его нуждам выживания и успешной деятельности.

Можно также сказать, что умвельт состоит из знаков, которые животное получает через органы чувств и интерпретирует. Таким образом, умвельт — это субъективный мир животного. Его образуют две сферы, выкроенные органами чувств и органами действия из окружающей действительности, — перцептуальный мир и операциональный мир. Среди синонимов понятия «умвельт» — поведенческое пространство жизни, значимая среда.
Записан
Соня (Bruja)
Сказочник Пня
Старожил
*****
Offline Offline

Пол: Женский
Сообщений: 9578


Соня и чумазый Лис


WWW
« Ответ #1 : 14 января 2025, 22:26:43 »

Умвельт — это определенный срез мира, поскольку каждое живое существо выбирает из всего многоцветья, многозвучия, многовкусья, множества запахов мира, из всего многообразия тактильных ощущений, связанных с возможными контактами с внешними предметами в мире, только те раздражители и те сигналы, которые соответствуют возможностям органов чувств этого живого существа и служат его нуждам выживания и успешной деятельности

Не знаю тональ ли это, мне кажется это больше похоже на человеческую матрицу. Не " видом" ( сияющее существо около источника воды, как упоминалось в книгах), а именно по сути.
Форма, штамп, отливка, определяющей не только биологическую организацию существа, но и то как оно будет воспринимать и как коммуницировать с другими особями того же вида. И как оно будет обращаться с миром вокруг , исходя из того, что именно в нем выделяет для себя и т.д.

Память до рождения или это самое первое сновидение ( смотря с какой позиции посмотреть), показало мне момент входа сознания в некое образование, которое формировалось под моим лучом внимания. Пока не приняло форму наиболее соответствующую моему осознанию.
Это был образ Человека. Хотя и не детализированный. Такой общесобирательный человек вообще.. никакой конкретики.. и соткан он был из тонких белесых волокон, то есть не был вещественным или плотным.

Размеры образа были просто монументальными, сейчас я бы сравнила с целой вселенной.
Сознание вошло в эту энергетическую массу и родилось человеческим детенышем.

Об очень похожем переживание своего рождения прочитала позже и в древнеиндусских откровениях. 

Конечно это очень субъективная база, но все же, если оттолкнуться от нее, то можно сказать, что сознание определяет форму в которой рождается.
Записан

Ртуть
Пользователь
*****
Online Online

Сообщений: 848


Вот, уроды!


« Ответ #2 : 14 января 2025, 22:32:17 »

Соня (Bruja), так в чем же исключительное отличие Умвельта от Тоналя. В двух словах.
Записан
Соня (Bruja)
Сказочник Пня
Старожил
*****
Offline Offline

Пол: Женский
Сообщений: 9578


Соня и чумазый Лис


WWW
« Ответ #3 : 14 января 2025, 22:48:38 »

Соня (Bruja), так в чем же исключительное отличие Умвельта от Тоналя. В двух словах.

Я не говорила об отличиях.
Ибо не знаю.
Как помню тональ делишся в последующих книгах на " тонкий" и " грубый".
Тонкий видимо психическая организация, а грубый - материальная форма и манера одеваться.

Если брать первые книги, то там на мой взгляд тональ преподносится как все проявленное. Все Сущее.

Все что мы или иные существа способны воспринять. То в чем существуют эти проявленные существа. Контекст. И они сами, проявленные, есть только часть тоналя.

Матрица - это всего лишь часть тоналя, через которую формируется конкретное восприятие  групп существ.

Хотя возможно я не совсем права.. по мне так Орел и тональ это одно и тоже.
Но тональ как говорится, велик.. а узковоспринимающие существа  даже воспринять его полностью не способны..
Поэтому я склоняюсь что речь идет о чем то похожем на матрицу..


Записан

Пелюлькин
Старожил
*****
Offline Offline

Пол: Мужской
Сообщений: 7550


Кот свинье не товарищ.

Роман
Email
« Ответ #4 : 14 января 2025, 22:58:38 »

Соня (Bruja), так в чем же исключительное отличие Умвельта от Тоналя. В двух словах.

   Умвельт присущим есть всякому обладающему Сознанием Существу, как некая (как говорит Сонечка) Матрица, как Некая природа РЕАЛИЗАЦИИ на деле всяко-специфичного Сознания.
   А вот ТОНАЛЬ --- это то ВЫСШЕЕ ОСОБЕННОЕ, что позволяет Объекту Сознания слиться с ПРИРОДОЙ того ж самого СОЗНАНИЯ, сопряжённого с ОСОБЕННЫМ Чувственным (в Интуиции) постижением этого Единства, только в этом единстве и могущего манифестировать реально Действующего Нагваля.

   Т.е. УМВЕЛЬТ -- это Универсальное для всех, а ТОНАЛЬ -- это в том же самом Универсальном для всех, -- нечто Особенное ВЫСШЕЕ, что подобно разнице всего Универсально Творения Божия (типа Умвельт) и особенности данности Бога в Мире через ТВОРЕНИЕ Божие (типа ТОНАЛЬ).


    А значит Умвельт не эквивалентен Тоналю, как УМВЕЛЬТ ≠ ТОНАЛЬ....
« Последнее редактирование: 14 января 2025, 23:43:08 от Пелюлькин » Записан

Прояснилось сознание, окрепла рука, вижу свет в ожидании чуда Небесного,
И как прежде по небу плывут облака, и я уверенно принимаю решение.
Моё http://forum.postnagualism.com/index.php?topic=92035.0
Асмус-Невесёлый http://forum.postnagualism.com/index.php?topic=99721.0
Соня (Bruja)
Сказочник Пня
Старожил
*****
Offline Offline

Пол: Женский
Сообщений: 9578


Соня и чумазый Лис


WWW
« Ответ #5 : 15 января 2025, 03:46:18 »

Умвельт не эквивалентен Тоналю, как УМВЕЛЬТ ≠ ТОНАЛЬ....

Привет Рома.


В моем понимании из таких вот умвельтов разных сознательных существ и сформирован Тональ. Плюс все что неосознанно, но материально и проявлено.
То есть умвельт это некое зернышко, гранула, самого Тоналя.
Хотя конечно, я могу и ошибаться..

Записан

Пелюлькин
Старожил
*****
Offline Offline

Пол: Мужской
Сообщений: 7550


Кот свинье не товарищ.

Роман
Email
« Ответ #6 : 15 января 2025, 12:55:55 »

Привет Рома.

В моем понимании из таких вот умвельтов разных сознательных существ и сформирован Тональ. Плюс все что неосознанно, но материально и проявлено.
То есть умвельт это некое зернышко, гранула, самого Тоналя
.
Хотя конечно, я могу и ошибаться..

    Приветики, Сонечка, рад твоему в мою сторону вниманию...

    Теперь о деле:

    Ошибаешься ты, или нет, -- то это не суть важно, важно, чтобы полагаемое тобой в мысли и к умозаключению -- было корректным, т.е. всегда оставляло бы возможность уточнения и пересмотра. В данном случае выделенное мною твоё утверждение --- из таких вот умвельтов разных сознательных существ и сформирован Тональ.... --- оно ложное. Но Логически, Ложная оценка приемлема как содержательная в корректном смысле, и на этом построены все математические доказательства Методом ОТ ПРОТИВНОГО, когда допускается отрицание верного Суждения, и посредством доказательства оное отвергается как Ложное, с утверждением противоположного ему Верного Суждения. И в данном случае, ты, Сонечка, именно делаешь попытку теоретизирования, выдвигая свою, пусть и ложную Гипотезу, которую можно дедуктивно проверить.
    И эта дедуктивная проверка и исследование, говорят, что ----- раз Умвельт присущим есть всякому обладающему Сознанием Существу, как некая (как говоришь ты, Сонечка) Матрица, как Некая природа РЕАЛИЗАЦИИ на деле всяко-специфичного Сознания, как Универсальное для всех -----, то Умвельт как бы СРЕДА для проявления ОСОБЕННОГО (Тоналя), как тот факт, что Умвельт допускает проявление Возможности для возникновения этого ОСОБЕННОГО, как Тоналя, что решительно невозможно ни для каких обладающих Сознанием существ, кроме человека, как Универсально Разумного и обладающего реальным Сознанием, Существа. А раз Умвельт по сути ничто иное, как Природа Сознания для всех, обладающих Сознанием Существ, то можно допускать и то, что Умвельт -- это ЗЕРНО для проявления Особенного (ТОНАЛЯ) в ОСОБОЙ СИНЕРГЕТИКЕ Универсального Сознательного Разума человеческого, не имеющего возможности проявляться в реальности как-то иначе, чем в такого рода ОСОБОЙ (Мистически понимаемой) СИНЕРГЕТИКЕ, что я вкратце и отписал в своём Резюме по теме Эквивалентности Умвельт = ТОНАЛЬ, придя к выводу, что как Универсальное (Умвельт) и ОСОБЕННОЕ в этом Универсальном (как ТОНАЛЬ) -- понятия УМВЕЛЬТ и ТОНАЛЬ -- НЕ-Эквивалентны, как УМВЕЛЬТ ≠ ТОНАЛЬ....

P.S. Понятие Эквивалентность -- это Понятие ТИПА РАВНСТВА, что и записывается ЗНАКОМ Равенства (=), ну а значит НЕ-Эквиваленность будет записываться Знаком отсутствия этого Типа Равенства, как ...
Записан

Прояснилось сознание, окрепла рука, вижу свет в ожидании чуда Небесного,
И как прежде по небу плывут облака, и я уверенно принимаю решение.
Моё http://forum.postnagualism.com/index.php?topic=92035.0
Асмус-Невесёлый http://forum.postnagualism.com/index.php?topic=99721.0
Ртуть
Пользователь
*****
Online Online

Сообщений: 848


Вот, уроды!


« Ответ #7 : 15 января 2025, 23:53:58 »

Если тональ это фундирующее и организующее начало для восприятия, то как его можно "очистить", разрушить или устранить ? Очистить свой тональ значит что ? Очистить или разрушить свое восприятие ? Что имеется ввиду.

  А ты тональ называй первым вниманием, и проблемы отпадут.

  Если интересно, вот эти отрывки из Карлоса Кастанеды про хороший и плохой тональ:

"Мы пришли в небольшой парк перед собором.

– Здесь мы и остановимся, – сказал он, садясь на скамейку. – Это идеальное место для наблюдения за людьми. Отсюда мы сможем видеть как прохожих на улице, так и прихожан, идущих в церковь.
Он указал на широкую людную улицу и на усыпанную гравием дорожку, ведущую к церкви. Наша скамья находилась как раз посередине между церковью и улицей.

– Это моя любимая скамейка, – сказал он, поглаживая её. Он подмигнул мне и добавил с улыбкой:

– Она любит меня, вот почему на ней никто не сидит. Она знала, что я приду.
– Скамейка знала?

– Нет, не скамейка – мой нагваль.

– Разве нагваль имеет сознание? Он осознаёт предметы?

– Конечно, он осознает всё. Вот почему меня интересует твой отчёт. То, что ты называешь провалами и ощущениями – это нагваль. Чтобы говорить об этом, мы должны заимствовать понятия с острова тональ, поэтому лучше ничего не объяснять, а просто перечислять его проявления.

Мне хотелось поговорить об этих странных ощущениях, но он велел мне замолчать.

– Хватит, сегодня не день нагваля. Сегодня – день тоналя. Я надел костюм, потому что сегодня я – целиком тональ."

"Он сделал мне знак головой, чтобы я следил за вереницей проходивших мимо людей.

– Все они – тональ, – сказал он. – Я буду указывать тебе на некоторых из них, чтобы твой тональ, оценивая этих людей, смог оценить самого себя.

Он обратил моё внимание на двух пожилых дам, только что вышедших из церкви. С минуту они постояли наверху гранитной лестницы, а затем начали осторожно спускаться, отдыхая на каждой ступеньке.

– Внимательно следи за этими женщинами, – сказал он. – Но рассматривай их не как людей, а как тонали.

Женщины, держась друг за друга, дошли наконец до конца лестницы и опасливо пошли по гравийной дорожке, как по льду, на котором они в любой момент могли поскользнуться.

– Смотри на них, – тихо сказал дон Хуан, – трудно найти тональ более жалкий.

Обе женщины были тонкокостными, но очень толстыми. Им было, пожалуй, за пятьдесят. Вид у них был такой измученный, словно спускаться по ступенькам церкви было выше их сил.

Поравнявшись с нами, они в нерешительности остановились – на дорожке была ещё одна ступенька.

– Смотрите под ноги, дамы! – драматически воскликнул дон Хуан, поднимаясь с места. Они взглянули на него, явно смущённые этим выпадом.

– Моя мать однажды сломала здесь правое бедро, – сказал он и галантно подскочил к ним, помогая преодолеть ступеньку.

Они многословно поблагодарили его, а он участливо посоветовал им в случае падения лежать неподвижно, пока не приедёт скорая помощь. Женщины перекрестились.

Дон Хуан вернулся и сел. Его глаза сияли. Он тихо заговорил:

– Эти женщины не настолько стары и слабы, однако же они – инвалиды. Всё в них пропитано опасением – одежда, запах, отношение к жизни. Как ты думаешь, почему?

– Может, они такими родились?

– Нет, такими не рождаются – ТАКИМИ СТАНОВЯТСЯ. ТОНАЛЬ этих женщин СЛАБ И БОЯЗЛИВ.

Я сказал, что сегодня день тоналя, потому что сегодня я хочу иметь дело только с ним. При помощи своего костюма я хотел показать, что воин обращается со своим тоналем особым образом. Как видишь, костюм сшит по последней моде, прекрасно на мне сидит, и я выгляжу в нём очень естественно. Но тщеславие здесь не при чём – я надел его только затем, чтобы показать тебе свой дух воина, свой тональ воина.
Сегодня эти женщины дали тебе первый урок тоналя. Если ты будешь небрежен со своим тоналем, жизнь обойдётся с тобой так же безжалостно. И я противопоставляю себя. Думаю, ты уже всё понял, и можно не продолжать.

Неожиданно я почувствовал, что теряю почву под ногами, и с отчаянием попросил его объяснить, что же я должен понять. Дон Хуан громко рассмеялся.

– Взгляни-ка лучше на этого парня в зелёных штанах и розовой рубашке, – прошептал он, указывая на тощего молодого человека с острыми чертами лица, стоявшего почти перед нами. Казалось, он не знал, куда пойти – к церкви или к улице. Дважды он поднимал руку в направлении церкви, как бы уговаривая себя пойти туда. Затем он уставился на меня отсутствующим взглядом.

– Посмотри, как он одет. Посмотри на его ботинки. – шёпотом сказал дон Хуан.

Одежда молодого человека была мятой и грязной, а его ботинки пора было выбросить на помойку.

– Вероятно, он очень беден, – сказал я.

– И это всё, что ты можешь сказать о нём? – спросил он.

Я перечислил возможные причины бедственного положения молодого человека: плохое здоровье, невезение, безразличие к своей внешности, и в конце концов предположил, что он только что вышел из тюрьмы.

Дон Хуан сказал, что я просто строю догадки, и его не интересуют мои попытки оправдывать других на том основании, что они – жертвы неблагоприятных обстоятельств.

– А может быть, он – секретный агент, который должен выглядеть оборванцем, – сказал я шутя.

Молодой человек нетвёрдой походкой пошёл в направлении улицы.

– Он и есть самый настоящий оборванец, – сказал дон Хуан. – Посмотри на его слабое тело, тонкие руки и ноги. Он же еле ходит. Невозможно притворяться до такой степени. С ним явно что-то неладно, но дело тут не в обстоятельствах. Ещё раз повторяю, что сегодня ты должен смотреть на людей как на тонали.

– Что значит видеть человека как тональ?

– Это значит перестать судить его в моральном плане и оправдывать на том лишь основании, что он похож на лист, отданный на волю ветра. Другими словами, это означает видеть человека, не думая о его безнадёжности и беспомощности. Ты абсолютно точно знаешь, что я имею в виду. Ты можешь оценить этого человека, не обвиняя его и не оправдывая.

– Он слишком много пьёт, – вдруг сказал я. Эти слова вырвались у меня непроизвольно, на мгновение мне даже показалось, что их произнёс кто-то другой. Мне захотелось объяснить, что это заявление было очередной моей спекуляцией.

– Это не так, – сказал дон Хуан. – На этот раз в твоём голосе была уверенность. Ты ведь не сказал: «Может быть, он пьяница».

Я почувствовал необъяснимое раздражение. Дон Хуан рассмеялся.

– Ты видел этого человека, – сказал он. – В таком случае заявления делаются без обдумывания и с большой уверенностью. Это было видение. Внезапно ты понял, что тональ этого парня никуда не годится, не зная сам, как это у тебя получилось.

Я признался, что именно это и почувствовал.

– Ты прав, – сказал дон Хуан. – Его молодость не имеет никакого значения. Он калека, как и те две женщины. Молодость никоим образом не является барьером против разрушения тоналя. Пытаясь объяснить состояние этого человека, ты придумывал множество причин. Я считаю, что причина только одна – его тональ. И его тональ слаб вовсе не потому, что он пьёт. Как раз наоборот – ОН ПЬЕТ ИЗ-ЗА СЛАБОСТИ СВОЕГО ТОНАЛЯ. Именно эта слабость делает его таким, каков он есть. Но что-то подобное в той или иной форме происходит со всеми нами.

– Но разве, характеризуя его тональ, ты не судишь о его поведении?

– Я даю тебе объяснение, с которым ты раньше никогда не встречался. Однако это не оправдание и не осуждение. Тональ этого молодого человека слаб и боязлив, но он не одинок в этом. Все мы более или менее в той же лодке."

"– Нет никакой необходимости обращаться с телом таким ужасным образом, – сказал дон Хуан с ноткой укора. – Но как ни печально, все мы в совершенстве умеем делать наш тональ слабым. Я называю это индульгированием."

"Грубо говоря, у каждого тоналя есть две стороны. Одна – внешняя сторона, бахрома, поверхность острова. Эта часть связана с действием и действованием – беспорядочная сторона. Другая сторона – это решения и суждения, внутренний тональ – более мягкий, более нежный, более сложный.

Дон Хуан и Карлос Кастанада - рисунок из интернета

Правильный тональ – это такой тональ, где оба уровня находятся в гармонии и равновесии.

Дон Хуан замолчал. К тому времени стало довольно темно, и мне трудно было записывать. Он велел мне вытянуться и расслабиться и сказал, что день сегодня был очень утомительным, но очень полезным. И что он уверен в том, что правильный тональ появится.

Десятки людей прошли мимо. Расслабившись, минут десять-пятнадцать мы сидели молча. Затем дон Хуан резко поднялся.

– Ей-Богу, ты это сделал. Посмотри, кто там идёт. Девушка!

Кивком головы он указал на молодую девушку, которая пересекала парк и приближалась к нашей скамейке. Дон Хуан сказал, что эта молодая женщина была правильным тоналем и что если она остановится и заговорит с кем-то из нас, то это будет необычайным знаком и мы должны будем сделать всё, что она захочет.

Я не мог рассмотреть черт лица молодой женщины, хотя было ещё довольно светло. Она прошла мимо в двух шагах от нас, но не оглянулась. Дон Хуан велел мне догнать её и заговорить с ней.

Я побежал за ней и спросил какое-то направление. Я подошёл к ней очень близко.

Она была молода, наверное лет двадцати пяти, среднего роста, очень привлекательная и хорошо одетая. Её глаза были ясными и спокойными. Она улыбалась мне, когда я говорил. Было в ней какое-то очарование. Она мне очень понравилась, так же, как мне понравились те три индейца.

Я вернулся назад на скамейку и сел.

– Она воин? – спросил я.

– Не совсем, – сказал дон Хуан. – твоя сила ещё не настолько отточена, чтобы привести воина. Но У НЕЕ ОЧЕНЬ ХОРОШИЙ ТОНАЛЬ. Такой, который может стать правильным тоналем. Воины получаются из этого теста."
Записан
Ртуть
Пользователь
*****
Online Online

Сообщений: 848


Вот, уроды!


« Ответ #8 : Вчера в 00:01:45 »

Юлька Ухмылка, ты хочешь, чтобы я тебе книжку пересказал? Название темы не забыла?
Записан
Ртуть
Пользователь
*****
Online Online

Сообщений: 848


Вот, уроды!


« Ответ #9 : Вчера в 00:12:06 »

Но тогда зачем называть тональ основанием организованного восприятия, если основанием есть не тональ а энергетическая реальность орла ... )))0

   Ты меня не путай. От птицы идут эманации собранные в пачку, такая пачка называется человеческая полоса. На полосе висят светящиеся яйца, которые, при помощи ума и разговора, создают и поддерживают созданный ими мир - через его описание в понятиях и категориях. Таким образом тональ становится всем, но самого его не видать, не потрогать.
  По сути и тональ и умвельт это настройки (установки)на которые настраивается, с раннего детства субъект, обучаясь своим вниманием творить окружающий мир.
Записан
Ртуть
Пользователь
*****
Online Online

Сообщений: 848


Вот, уроды!


« Ответ #10 : Вчера в 00:26:14 »

Эта привлекательная идея, развитая и взлелеянная прогрессистами Нового Времени, как и большинство человеческих представлений, опирается на концепцию пространственно-временного континуума. Часто она несет в себе устаревшие фантомы вроде евклидового пространства и объективного протекания временных процессов, имеющих линейную природу и одностороннюю направленность. Данная мировоззренческая модель была безоговорочно принята европейской наукой, когда аристотелева логика казалась единственно разумной и, главное, очевидной для естествоиспытателя. Железная причинно-следственная цепь превращала Вселенную в некое подобие постепенно разворачивающейся модели, где каждый эволюционный шаг являлся очередной ступенью в невидимой лестнице, путь по которой каждый миг приближает нас к сияющему вдали Абсолюту, где возможна лишь кратковременная задержка, но ни в коем случае не обращение вспять и не бесконечное топтание на месте. Прогрессизм такого рода и по сей день питает оптимизм ученых, видения новоявленных пророков и смутные надежды всего человеческого рода.

Здравый смысл и позитивистское отношение к познанию не позволяет разумному человеку принимать на веру вдохновляющие декларации эволюционистов. Вера в исключительную роль нашего вида и в его светлое будущее — скорее предмет рассуждений для тех, кто поставил личную веру выше данного им опыта, для социальных утопистов, а также для тех, кто возлагает большие надежды на генетические потенции современного человека.

Нагуализм Кастанеды, хоть это и покажется странным для исследователей мистических учений, — учение во многом позитивистское. Оно не спекулирует на мифах или на утверждениях, которые невозможно ни доказать, ни опровергнуть. Оно не требует слепой веры в свои фундаментальные положения и опирается в основном на эксперимент, на идею самоисследования, а заключения свои описывает часто исключительно с феноменологической точки зрения. Дон Хуан, обращаясь к тем или иным объяснительным моделям, всякий раз подчеркивает их условность, никак не навязывая однозначной и жесткой картины мира. Я хочу еще раз подчеркнуть, что Кастанеда вовсе не полемизирует с прогрессизмом или религиозными идеями — он просто исключает их из сферы анализа, дискуссии и прочей подобной болтовни, в которой очень редко рождается истина. Он честно указывает в своих книгах только на то, что подтверждено его личным опытом, только на те закономерности и психические феномены, которые возможно повторить и попытаться изучить их природу. И даже когда Карлос рассказывает нам миф об Орле, можно заметить, что он вовсе не настаивает на истинности этого знания — он просто информирует читателя о нем, как о некоем атавизме, доставшемся с незапамятных времен в наследство "новым видящим". И сообщает о нем он лишь потому, что данный миф содержит в себе практические указания, которые могут пригодиться современному исследователю в его праксисе.

Вернемся, однако, к идее эволюции. Самые разные мистические традиции питали с ее помощью у своих адептов чувство собственной важности. В их космогенезе Человек обязательно играл ключевую, решающую роль: именно в человеке концентрировались плоды всей до-человеческой эволюции, именно от его поведения зависело, в какую сторону пойдет дальнейшее развитие мира. На это млекопитающее с чрезмерно развитым мозгом и гипертрофированной способностью к рефлексии возлагалась ответственность за дальнейшее бытие Вселенной. Время от времени это существо становилось центральной ареной борьбы между Ариманом и Ормуздом, оказывалось объектом пристального внимания Люцифера и т. д. и т. п. Ради спасения человека (и, разумеется, мироздания) на Землю нисходили высочайшие духи Вселенной — Заратустра, Будда, Христос, Магомет и множество бодхисаттв. Они служили проводниками Божественного Знания, указывали путь и вообще очень старались. Тем не менее, как мы знаем, мировые религии теперь редко находят таких пылких энтузиастов, как прежде. Да и в давно минувшие века лишь избранные единицы отдавали жизнь во имя торжества великих идей. Штайнер — этот странный визионер, попытавшийся в нашем столетии воскресить целый букет разнообразных верований, — утверждал, что пик "железного века" (Кали-Юги) пришелся на 1800 год. Остается лишь недоумевать по поводу устрашающих орудий массового истребления, появившихся в XX веке — последнем веке Кали-Юги, когда признаки новой эры должны проявляться со все большей силой, когда человек должен испытать на себе первые провозвестия следующей эпохи Духа. На самом же деле мы столкнулись с двумя мировыми войнами, уничтожившими ощутимую часть человечества, с беспрецедентным падением нравов, воинствующим материализмом и реальной угрозой как перенаселения планеты, так и исчерпания всех природных ресурсов, катастрофического загрязнения окружающей Среды и пр. Наивный прогрессизм XIX столетия сменился тотальным разочарованием и все возрастающим страхом перед будущим. Религия и традиционная мистика могут, конечно, утешить и подарить забвение, но многовековая история человечества, к несчастью, так и не подтвердила их радужных надежд.

Нагуализм отказывается говорить об эволюции, об особенной роли человека во Вселенной, он предоставляет человеческому роду уникальную возможность не полагаться ни на кого, кроме себя, и при этом ни в чем не ущемляет стремления нашего духа, не оскопляет его, подобно материалистическим учениям. Сила, которую часто поминает дон Хуан, становится помощником только в том случае, когда воин прикладывает немало стараний, чтобы оказаться на одном пути с океаном бытия, с этой единственной Реальностью.

Метафизическая картина в данном учении опирается не на фантазии, а на многовековые эксперименты видящих. Возможно, как раз поэтому она не слишком богата на красочные детали. Во вселенной осознания (в нагуале) есть лишь один источник энергии. Он никогда не истощается, поскольку пребывает вне пространственно-временного континуума — продукта тонального аппарата, стремящегося нашу ограниченность распространить на окружающую Реальность. Одним из выразительных примеров экспансии нашей ограниченности служит, на мой взгляд, закон сохранения массы и энергии. Энергия всегда избыточна. Аппарат человеческого восприятия разворачивает неопределимую Реальность нагуаля в структуру, наделенную пространством и временем. Та Единственная Точка, единственная "линия мира", которая в конечном итоге содержит все и находится вне всяких измерений, исторгает энергию беспрерывно и в огромных количествах. Иными словами, акт творения совершается каждый квант времени (для нашего восприятия), или каждую кшану, как говорят буддисты.

Скептически настроенный читатель может заметить, что при таком положении дел мироздание было бы хаотичным, непредсказуемым, иными словами — в нем торжествовала бы анархия свободно буйствующих энергий. Однако видящий отчетливо воспринимает те ограничения, которые не позволяют космосу превратиться в хаос. Каузальная связь (карма, как ее называют индусы) обеспечивает в каждом участке энергетического диапазона вселенной сознания определенный порядок и определенную последовательность. Выражаясь языком современной физики, каждая виртуальная частица, если она возникла в точке, уже овеществленной предыдущими всплесками энергии, превращается в крохотный «кирпичик», служащий для роста, укрепления и развития тех овеществленных форм, что находились здесь в предыдущую кшану времени. Она несет в себе изменение, но, получив энергетический заряд от прежней, умирающей частицы, занимает ее место, сохраняя тем самым относительную стабильность тел и явлений в избранном режиме восприятия. Подобная участь настигает крайне малое число виртуальных частиц; прочие остаются призрачными и мимолетными, для воспринимающего аппарата человека просто не существующими. Однако они принимают активное участие в ежесекундном формировании Реальности, будучи в общем-то проекциями тех самых "нитей мира", которые так много говорят видящим.

Так совершается видимая эволюция Вселенной: однажды овеществившийся объект (процесс, явление) продолжает свое бытие до тех пор, пока энергетическая поддержка в данной области имеет место. Возникает впечатление непрерывности, чего-то, имеющего начало, конец, а также все промежуточные стадии.

Таким образом, иллюзия эволюционного процесса — результат интерпретации и имеет исключительно психическую природу. Достаточно вспомнить знаменитые "пятна Роршаха", рассматривая которые испытуемый субъект может обнаружить в случайных узорах ту или иную картинку. Перцептивное соглашение, достигнутое в результате совместного выживания нашего вида, позволяет распределить сенсорные сигналы таким образом, чтобы они укладывалась в принятую модель мироздания и подтверждали привычные научные воззрения. Правда, изменение научной парадигмы заставляет ученых перетолковывать все те же эмпирические свидетельства в угоду новым идеям и творить следующую, как им кажется, усовершенствованную картину мира. Критерием совершенства здесь служат только прагматические потребности и интересы человечества. Реальность же остается неизменной — более того, она всегда готова предоставить свою не-человеческую мозаику для бесконечного потока следующих интерпретаций в соответствии с изменившимся тоналем времен.

Возникновение органической жизни на Земле, а впоследствии — жизни разумной, есть яркое свидетельство неисчерпаемых возможностей экспансии мировой Энергии. Бесконечное разнообразие комбинаторных возможностей эманаций подразумевает возникновение неисчислимого ряда причинно-следственных цепей, завершением (или промежуточным этапом) которых может стать как трилобит, так и высшее млекопитающее с исключительно развитым мозгом.

К несчастью, нам не дано предугадать, чем завершится та или иная игра эманаций. Очевидно, любая причинно-следственная цепь развивается до некоторого неизвестного нам энергетического предела. Можно даже предположить, что вымирание целого ряда биологических видов (как, скажем, динозавры) отнюдь не было вызвано климатическими или иными внешними условиями; подобные процессы вполне могли быть связаны с консервацией вида, т. е. дальнейшей неспособностью к изменению. Неразрешимое противоречие между стремлением эманаций к изменению структуры и полной неспособностью вида к такому изменению, быть может, послужило истинной причиной увядания и разрушения организмов, утрате способности репродуцировать себя.

Вполне естественно, что допустимое время стагнации находится в прямой зависимости от количества энергии, поглощаемого и выделяемого конкретной полевой структурой: чем количество энергии больше, тем длительнее срок допустимой стагнации.

Бесконечность — это мироздание как единая система, имеющая один источник энергии. Сложность такой системы бесконечно превышает сложность любого отдельного организма, ее населяющего. Если мы рассмотрим самих себя с точки зрения нагуаля, то в конечном итоге найдем лишь совокупность энергетических связей, объединенных великой целью гомеостазиса.

Вселенная осознания функционирует таким же образом. Энергия перетекает из одного участка диапазона восприятия в другой именно так, чтобы обеспечить необходимую избыточность, тем самым защищая систему в целом от каких бы то ни было функциональных нарушений. С некоторой натяжкой можно сказать, что Вселенная функционирует подобно живому существу: как и все живое, она стремится сохранить себя и одновременно видоизменяться до бесконечности. Именно так мы можем понять одно из значений толтекского термина намерение. Речь идет о присущем мирозданию желании непрестанно трансформироваться, расти, сохраняя при этом сущностную непрерывность. Конечно, Вселенная не обладает личностью, как не обладают ею многие биологические формы; тем не менее постоянные процессы энергообмена, отторжения и поглощения материи, наличие полевых связей между ее различными областями — все эти качества на своем уровне дублируют жизненный метаболизм любого органического существа. Иными словами, различие между большими и малыми эманациями, между отдельным организмом и Внешним Миром на уровне видения превращается в формальность. Недаром дон Хуан не любил рассуждать о том, происходит ли некое явление «внутри» или «снаружи». Для видящего эти слова поневоле теряют значение. Бесконечность движима грандиозными и смутными импульсами, импульсы же рождаются в результате некоторой присущей эманациям чувствительности. Где-то здесь зарождается безличное намерение бесконечности, которое является общим итогом взаимодействия всех существующих полей и в силу своей природы становится категорическим императивом для самой формы существования Реальности. Можно ли считать, что целью намерения является эволюция, если ни одному ограниченному существу не дано постичь его содержание, транслировать его в дискурс, в ряд образов и содержаний формального характера? Вряд ли. Представители естественных наук должны быть крайне недовольны подобным положением дел. Их поиски смысла уже который век приводят в тревожную пустоту, где интеллекту суждено переживать лишь недоумение и оцепенение. Пока европейский разум не изменит иерархию когнитивных ценностей, пока он не переформулирует свои задачи, сознательно ограничив область исследований тем, что может быть обработано этим специфически человеческим инструментом познания, фрустрации не миновать. Но если мы не в состоянии сформулировать содержание намерения, быть может, мы способны хоть что-то сказать о своеобразии его проявлений и тем самым хоть в ничтожной степени приблизиться к осознанию его природы?
Записан
Страниц: [1]
  Печать  
 
Перейти в:        Главная

Postnagualism © 2010. Все права защищены и охраняются законом.
Материалы, размещенные на сайте, принадлежат их владельцам.
При использовании любого материала с данного сайта в печатных или интернет изданиях, ссылка на оригинал обязательна.
Powered by SMF 1.1.11 | SMF © 2006-2009, Simple Machines LLC