Эффективность - это все-таки величина, обратная издержкам. Так эта величина определяется и в экономике, и в жизни. А вот насколько важен достигаемый результат - это уже не вопрос эффективности, а вопрос планирования и стратегии.
Т.е. необходимо четко отличать саму поставку задачи, от качества ее решения. Стратегия и планирование отвечают за постановку задачи, а эффективность характеризует качество этого решения.
Впрочем, не хотелось бы переводить спор в область терминологии. Лучше рассмотрим конкретный пример.
В детстве мне сильно нравилась компьютерная игра "Road Rash" - гоночки на мотиках:
http://www.youtube.com/watch?v=5cfYTeIem5k Задача в той игре поставлена предельно конкретно - придти к финишу первым. Пример не жизненный, но, тем не менее, интересный. Полицейский там тоже есть, но на предельной скорости (когда клавишу газа держишь постоянно нажатой), он тебя не догонит. Отсюда вытекает и наиболее эффективная стратегия - мчаться на максимальной скорости, сбивая пешеходов и пиная ногами (а то и ударяя цепью, если она у тебя есть) пытающихся тебя обогнать соперников. На перекрестке на красный свет тоже не надо останавливаться. Особенно клёво сбить бабушку, переходящую дорогу
.
Откуда вытекает такая тактика игры? А вытекает она из стремления к эффективности. Попробовав различные способы игры, легко понять, что выиграть гонку можно только так.
Но если вы сидите на настоящем мотоцикле, то тут, понятное дело, бабулек сбивать нельзя и от полицейских удирать тоже. Что изменилось? А изменилась правила, в которых сбивание бабулек, проезд на красный свет и удары цепью по полицейскому жестоко караются.
В обоих случаях требование эффективности заставляет минимизировать издержки. Только в первом случае сбивание бабулек не создает издержек (или они устранимы), тогда как во втором случае издержки очень велики и практически неизбежны. Именно учет всех сопутствующих издержек и определяет тактику игры, а следовательно и самый эффективный вариант поведения.
Моральная проблема, вытекающая из существования феечек и ведьмочек, состоит в том, что
увеличение возможностей человека касается и издержек тоже. Например, в игре "Road Rash" приходится следовать правилам до тех пор, пока не научишься уверенно ездить на максимальной для мотоцикла скорости. Ибо с достижением такой возможности (достигается опытом и тренировками) издержки, связанные с правоохранительной деятельностью полицейского становятся преодолимы (он вас не догонит), и это коренным образом изменяет эффективную тактику.
На ситуацию можно посмотреть и с другой стороны, если представить задачу достижения эффективности, как проблему выбора. Пока быстро ездить на мотоцикле быстро не умеешь (наталкиваешься на столбы и встречных), до тех пор приходится считаться с требованиями полицейского, которые ограничивают возможные варианты. Но как только сфера вариантов расширилась, в связи с преодолением полицейского, то наиболее эффективный вариант ищется уже на более широком поле вариантов, включающем в себя возможность нарушения правил. И тут вариант-победитель оказывается уже другим.
Вернемся теперь к нашим феечкам и ведьмочкам. Что, в самом деле, заставляет переводить бабушку через дорогу?
Неужели только сознание, что сама когда-то станешь бабушкой? Впрочем, помощь бабушке все равно не гарантирует, что спустя полвека тебе тоже кто-нибудь поможет в аналогичной ситуации. Наоборот, будет только обиднее сознавать, что всю жизнь помогала другим, а когда пришел твой черед нуждаться в помощи, помощников не найдешь.
Но проблема-то стоит еще острее. Ведь маг (независимо от того, феечка он или ведьмочка), обладая способностями, превышающими способности обычных людей, может выбирать варианты за пределами, ограниченными человеческими законами и моралью. Причем тут уже становится сомнительным, пойдет ли маг на менее эффективный вариант, но морально валидный (тогда он - феечка), или же предпочтет наиболее эффективный вариант, пренебрегая моральными нормами (тогда он - ведьмочка).