Утром мы просыпаемся, и для нас начинается "явь", но в каком-то смысле, мы по-прежнему спим и видим сны.
Дхья́на (от санскр. ध्यान или IAST: dhyāna, jhāna (пали) — созерцание, «видение умом», «интуитивное видение», медитация, сосредоточение, размышление) — созерцание, «особая сосредоточенность сознания на объекте созерцания», «строгий специальный термин.
Патанджали приводит пример
«интегрирующего свойства» дхьяны, приводя её как практику, которая устраняет рассеянность сознания (citta-vikṣepāḥ), собирая вместе, интегрируя читту воедино (1.39.). В результате возникает ясность сознания (citta-prasādanam).
Дхьяна
во второй главе (Sādhana-Pāda) дана один раз. Согласно тексту
инструментом устранения «клешевых вритти» по Патанджали является дхьяна. Все «клешевые» вритти (авидья, асмита, рага, двеша, абхинивеша) имеют невежество своим общим признаком (сутра 2.4.)
В некоторых случаях, как в примере дхьяны на затылке, описан и результат этой практики — «победа над смертью».
Текст «Аманаска йоги» выделяется на фоне остальных «хатха-йогических» руководств своей открытой радикальной позицией в отношении всех религиозно-философских систем своего времени (12 век)[7].
В строке 1.7. «Аманаска-йоги» говорится, что дхьяна на частях тела, «каналах» (nāḍi) и шести «резервуарах» (ādhāra) является ошибкой сознания Под «школами дхьяны» в Китае, Японии, Вьетнаме и Корее понимают школы дзэн, чань, сон и тхиен.