пока мыслит зрение - в бодрствовании, в сновидении и без - это первая дхьяна. во второй дхьяне зрение уже не мыслит и человек находится не на поверхности. а во внимании.
во первых он тогда не отвлекается. а во вторых - не воспринимает мир внешне. так как его органы чувств - которые были в первой дхьяне разнообразием одного, зрения, больше не работают.
"когда товарищ йог освобожден от объектов органов чувств - он не воспринимает внешнюю реальность. когда нет восприятия внешней реальности, йог полностью умиротворен."
о медитации же нет речи не в первом случае. не во втором. а таких случаев последовательно четыре. и медитации нет во всех них.
что же касаемо сознания - то второй дхьяне может включиться второй принцип человека в работу - а может и не включиться. все зависит от того, войдет ли осознанность в тело или нет.
все, кто умирает в Божьей благодати и дружбе с Богом, но ещё не достиг совершенства, проходят очищение, чтобы обрести святость, необходимую для того, чтобы войти в райскую обитель.
до райской обители во второй дхьяне еще слишком далеко - но у садхака появляется хоть и не полное - но уже сознание - объединение осознанности и праны.
===============
нади, каналы и прочее. и почему не нужно на них "пялиться" методом представления или упражнений? человек - живущий на поверхности - путает, что такое внешнее и что такое внутреннее. и пытается представить у себя что то внутри. где этого никогда не было. но когда отключается мышление зрением и все органы чувств - то человек обнаруживает себя в мандале плотного мира. это одно тело на всех. а вся жизнедеятельность этого тела и есть нади, каналы, отношения, узлы, развязки и прочее. и ежели сесть посреди этого и начать кривляться в асанах - это будет довольно таки смешно.