Есть большой энергетический «ветер», который обычные люди не чувствуют либо чувствуют крайне редко и слабо. Когда практикующий изменяет структуру своего энергетического тела, он как бы «поднимает паруса». Чтобы двигаться быстрее и, главное, в правильном направлении, он должен поймать в свои паруса ветер, который он называет намерением духа.
Это совсем не тот «Дух», о котором говорят в религии, и не то намерение, которое мы имеем в виду, собираясь что-то сделать. Это – ветер, или, иначе говоря, невидимый ток вселенной, еще один источник энергии, в котором нет ничего человеческого. Знание, мудрость и благодать мы извлекаем из него с помощью собственного осознания.
Понятие Духа, сформулированное Ксендзюком, разительно отличается от его религиозного аналога, имеющего хождение не только в религиях, но и в ряде нагуалистическо-шаманских течений, типа Омовника
. В последних сделается очень хитрая подмена: из определений "Дух=Абстрактное" и "Бог=Абстракное" делается заключение "Дух=Бог", хотя первое определение нагуалистичное, а второе религиозное. В результате у религиозных нагвалистов получается кармическое учение о том, что стать "милыми Духу" можно лишь совершая
богуугодные духуугодные поступки. И вот такое снискание благорасположения Духа (который в такой трактовке очеловечивается) понимается ими как укрепление с ним связующего звена.
Следует прямо признать, что хотя мы формально и (пост)нагуалисты, но с религиозной трактовкой Духа порвали далеко не все. Большинство, как ни прискорбно, религиозную трактовку Духа разделяют. И пусть на словах Духа с Богом они прямо не отождествляют, но всё же представляют Духа в виде некоего высшего существа, которое в зависимости от личного отношения к поступкам того или иного человека, способно его наказывать или делать ему подарки.
С точки зрения нагво-технаризма
, Дух это не существо, а потому не может быть отягощено какими-то личными желаниями, гневом, любовью, чувством справедливости, благоволением к одним и неприязнью к другим. Ксендзюк назвал это явление (а Дух это и есть явление!
) "энергетическим ветром", хотя точнее было бы назвать его "градиентом вероятности", хотя последний термин слишком узкоспециализированный, а потому не может быть рекомендован к широкому употреблению. "Ветер" звучит, несомненно, нагляднее. Хотя все-таки, представление о Духе, как о попутном ветре было бы не только слишком упрощенным, но и в корне неправильным. И прежде всего потому, что тогда бы самым правильным был бы наиболее легкий путь, а это далеко не всегда так.
Раз уж тема непосредственно коснулась противопоставления технарского подхода магическому, то считаю нужным кое-что сказать в защиту первого, тем более что результаты голосования целиком на стороне магии (против магии проголосовала я одна
). И здесь, прежде всего, необходимо указать, что магия является методом, о механизме которого ее пользователь не имеет ни знаний, ни представлений. Типа "дёрни, внученька, за веревочку - дверь и откроется". И чем меньше догадывается внученька о связи веревочки с дверью, тем магичнее эта связь выглядит в ее глазах. Да и сама популярность магии, как в околонагвалистских кругах, так и за их пределами, обусловлена именно тем, что большинство граждан хотело бы получить готовый результат, соответствующий их желаниям, и при этом как можно меньше заморачиваться проблемами того, как это достигается в практическом плане. В этом, собственно, и находит свое выражение инфантилизм большинства, когда желание жестко ориентировано на получение вожделенного результата при почти полном отсутствии интереса к тому, как происходят в мире те или иные события (т.е. к механизму получения результата). Отсюда столь оглушителен крик толпы "дай!", обращенный ко всем Духам и Богам. И ровно по тем же причинам безгранична власть денег, которые точно так же являются средством быстрого получения желаемого результата, минуя необходимость участия в его созидании.
Ну, а если уж позволить себе еще большие технарские вольности, то донхуановский Дух было бы уместно сравнить с ... "полем вероятности"
. Есть такое понятие в квантовой физике, постепенно расширяющее свое применение в других областях естествознания. Т.е. механические модели реальности постепенно уступают место вероятностным. Тогда прямой противоположностью Духа была бы - ... судьба, которая рок или фатум. Кстати, судьбу тоже при желании можно представить, как богиню в греческой тунике (Мойры - греческие богини судьбы). А вот уже у стоиков это - сила, управляющая миром. И действительно, судьба/фатум - это крайняя форма проявления детерминизма, когда участники какой-то ситуации не имеют возможности (включая их собственное неведение или неумение) изменить ход событий, определяемый событиями прошлого. Т.е. это инерционная доминанта в истории, приводящая к предсказуемости еще несвершившегося будущего. Тогда как Дух - это спектр возможностей, которые потенциально могут быть реализованы. Т.е. это уже вариабельная часть истории, которая сохраняет свою подвижность вопреки всем причинам, которые несет прошлое. И среди этих возможностей можно назвать "выигрыши", когда эффект человеческого поступка или действия во много раз превосходит произведенные им затраты сил и энергии, а также "неудачи", когда значительные затраты сил и энергии не дают той отдачи, на которую рассчитывали.
Подходящей аналогией для иллюстрации сказанного может служить ... игра на бирже
. Там то, что называют трендом, есть зависимая от глобальных причин тенденция, схожая с роком по силе своей неотвратимости. Например, известно, что население земного шара не только неуклонно растет, но изменяются в сторону повышения его пищевые запросы. Отсюда ясно, что спрос на минеральные удобрения в перспективе будет расти. Поэтому можно купить акции какого-нибудь Уралкалия
, а через десяток лет их выгодно продать. Это будет игрой на тренде. Она дает медленный, но предсказуемый доход. Причем, медленный он как раз потому, что хорошо предсказуем для всех участников рынка ценных бумаг, оттого и делится между многими. Но есть и другой вариант биржевой игры - игры на ежедневных колебаниях курса. Что-то подобное, что происходит на рынке Forex. Здесь доход складывается не от движения тренда (кривой наклона эволюции цены), а за счет суммирования "дрожания" этой кривой относительно локального среднего. И чем сильнее эта кривая дрожит, тем выгоднее становится игра на колебаниях, чем на трендовом ожидании.
И хотя мы обычно на бирже не играем, вполне справедливо говорится, что вся наша жизнь - игра
. В том смысле, чем бы мы ни занимались, но наша тактика будет либо вариантом трендового ожидания или вариантом игры на ежедневных колебаниях. Техногенно-научный подход - несомненно, трендовый. Ведь по своей сути все обнаруженные наукой законы природы и разработанные технологии есть тренды, той или иной степени продолжительности. Типа подготовил почву, посеял и жди до осени урожая
. То, что урожай должен созреть к осени - тренд. По тем же самым причинам любое конкретное производство - тоже тренд. Да и вообще, любая многолюдная организация (в смысле когда в компании много сотрудников/рабочих) это тоже обязательно тренд, т.к. с увеличением численности персонала неминуемо возрастает инерция, не позволяющая быстро реагировать на ежедневные колебания спроса/предложения. Однако отдельный человек, как личность, может жить и по-другому, избрав в своей жизни другую тактику.
Такие люди далеко не все из породы авантюристов, знакомых нам по кинофильмам, но авантюристы тоже из их числа. Правда настоящих авантюристов в своей жизни я так и не встретила, а коих встречала, те были не авантюристы, а просто люди с прибабахом
. И, тем не менее, людей, живущих одним днем, я встречала. Почему я назвала их людьми, живущими одним днем? - А потому что именно это для них наиболее всего характерно. Ведь, не опираясь на сколько-то значительные тренды, они либо не умеют, либо не хотят рассчитывать будущее. Хотя, скорее всего, в их жизни попросту нет ничего такого, на что они могли бы положиться на сколько-то продолжительный срок.
Сразу признаюсь, что люди такого сорта вызывают у меня сильнейшее чувство отторжения. Я всё понимаю, но это чувство (именно чувство) всплывает откуда-то из глубин моего существа, категорически протестуя против того, чтобы я стала на них хоть чем-то похожей
. А ведь дон Хуан был одним из них...
Мне вспоминается Миша Ж., чернорабочий пищевого рынка. Воспитанник детдома, куда еще в раннем детстве попал вместе со своей сестрой после смерти родителей. По характеру открытый и совершенно не злобливый. Понятное дело, склонный выпивать, а при возможности употребить что-нибудь и покрепче. Открытый, в смысле того, что говорит то, что думает, ничуть не беспокоясь о последствиях своих слов и поступков. Но самое главное не это, а тот способ жить, который совершенно не свойственен таким людям, как я. Он отнюдь не маг (даже ничего похожего), но образец крайне характерный. Все, что было в его руках устойчивого он "просрал" - родная сестра после выхода из мест заключения посетила братца, вывезла всю его мебель и пропила. А позже он сам продал свою квартиру, а деньги пропил. И, тем не менее, ему в жизни частенько улыбалась удача. Причем, совершенно неожиданно по моим меркам, и вполне ожидаемо по его собственным. Хотя на руках ничего не задерживалось - все, буквально, просачивалось сквозь пальцы. И, несмотря ни на что, он прожил яркую, до предела насыщенную событиями жизнь. Завидую ли я ему? Нет, не завидую. Более того, даже содрогаюсь от одной только мысли о том, что со мной могло бы происходить что-то подобное. И, тем не менее, стараюсь отдавать должное судьбе подобных людей. А впрочем, их на полном основании можно называть людьми без судьбы, т.к. судьба над ними не властна, а их жизнь состоит из случайностей, которые в основной своей массе скорее благосклонны к такому человеку, нежели вредят ему.
Дух, как генератор случайных событий, постоянно подбрасывает нам шансы, порой совершенно фантастические. Однако далеко не каждый на эти возможности клюёт. Многие (и я в их числе), как правило, проходят мимо таких возможностей, хотя, в отличие от большинства, я замечаю такие моменты. Но такова уж склонность моего ума и характера, чтобы больше полагаться в жизни на тренды, нежели на "подарки судьбы". Впрочем, эти шансы далеко не всегда представляют подарки - именно это и удерживает меня от того, чтобы на них клевать. Вот и Миша Ж. ныне уже на "том свете" - был зарезан по пьяному делу. И это тоже был шанс, мимо которого он не прошел. Поэтому подарки Духа все такие - пока не раскусишь, о том, что внутри, не узнаешь...