Мне не подходят оба. Я выбрал третий. Он характеризуется тремя составляющими:
- постоянно учиться созидать,
- собственно процесс созидания,
- непривязанность к результату созидания, отсутствие чувства собственности.
Да фигня это, одни лозунги
. Если результат созидания не нужен, то нафиг созидать? Скажем, стоит ли писать книги, а потом сжигать написанное?
Созидание сильно сродни ... удойности
. Похвала за созидательный образ жизни того же плана, что похвала коров за высокую удойность - в том и другом случае похвала доноситься из уст тех, кто без зазрения совести пользуется результатами чужого труда. С тем расчетом, что созидатель рано или поздно сыграл в ящик, а плоды его созидательной деятельности достались другим гражданам. Вот они и заинтересованы в том, чтобы им побольше досталось. А то и не гнушаются тем, чтобы урвать кусок созидаемого еще и при жизни его создателя. По большому счету молоко самой корове тоже не нужно т.к. сама она его не пьет
. Поэтому все эти лозунги, призывающие к созидательности, есть лишь скрытые формы призыва к общественно полезному труду. Для социума такие лозунги полезны, но тащить их в нагуализм не стоит.
Говорится "мы живем не для того, чтобы есть, а едим для того, чтобы жить". Точно так же обстоит дело с созидательной деятельностью. Т.е. не для созидания мы живем, а созидаем в силу необходимости удовлетворять какие-то свои потребности. Поэтому созидание никак не может стоять выше тех целей (т.е. того результата!), ради которого та созидательная деятельность была затеяна. Созидание же без оглядки на его результат есть лишь пустая трата времени и ресурсов. Потому как вне поставленных целей созидание смысла не имеет.
Ну, а чувство собственности в данном случае вполне естественно. Ведь если человек созидает нечто ради своих потребностей, то должен надеяться на то, что результат труда ему достанется хотя бы частично. Если же такая надежда отсутствует, то процесс созидания лишается своей основы - цели и побудительного мотива.
Я же упомянула созидание лишь как альтернативу магии. В этом смысле созидание - любой производственный процесс достижения результата (не обязательно творческий), являющегося продуктом знания и труда. Т.е. естественный способ достижения результатов состоит в том, чтобы применить свои знания и умения для получения нужного результата. Если же мы что-то не знаем или делать не умеем, то обычно используем/заимствуем продукты чужого труда. Однако и в том и другом случае результат является плодом человеческих знаний и труда. Причем не абы каких, а вполне конкретных в отношении данного рода результата. Например, хотя беганье вокруг дома это тоже труд, но он не годится для создания механических часов. И сколько не накручивай круги вокруг дома, часов не создашь, поскольку те требуют (как и все прочее) весьма специфических знаний и специфического труда. Магия же представляет собой "противоестественный" способ достижения результата, минуя необходимость обладания теми специфическими знаниями и трудовыми навыками, которые относятся к сфере созидаемого. Отсюда и идеи о том, что производством занимаются духи, а маг выпрашивает у них уже готовые изделия, сам же не бельмеса не соображая ни в устройстве, ни в технологии производства того, что получает в подарок. Типа Саи Бабы "создавшего из ничего" дорогие швейцарские часы, да к тому же еще и с фирменным клёймом
. Поэтому я и назвала такие ожидания (или веру в такие возможности) инфантилизмом, поскольку для детей очень характерно получать желаемое из рук взрослых, минуя собственное участие в созидании желаемого. А расширение общественного разделения труда приводит к тому, что этот инфантилизм сохраняется и во взрослом состоянии. В итоге повсеместно укрепляется "магическое мировоззрение"
о том, что продукты созидательного труда могут быть получены в обход знаний и умений их потребителя. А тут уже остается только один шаг к тому, чтобы размахивание денежкой или кредитной карточкой отождествилось в сознании с размахиванием волшебной палочкой.
Ежели мы хотим проникнуть в области мира, "куда еще не ступала нога человека", то надежды на то, что кто-то за нас выполнит необходимую работу, а потом отдаст или поделится с нами результатом, следует сразу отбросить, как иждевенческие, и рассчитывать прежде всего на свои собственные знания и умения. А тем более не стоит питать иждевенческих иллюзий в отношении Духа. Тогда, кстати, станет меньше и претензий к Ксендзюку, от которого мы тоже требуем слишком многого по сравнению с тем, что знаем и умеем сами.