Распространение идеи
Санкхья ( школа) и святые подвижники, несущие учение в мир
В Средние Века, а то и раньше, не все монахи жили в монастырях, а наиболее продвинутые шли в народ проповедовать. Идти в мир называлось. Известны проповедники, которые даже до Африки добирались.
Заметим, что дело это было весьма опасное - язычники, среди которых пытались проповедовать христианство, были в отношении этих проповедников уже не мелкими тиранами, а крупными. Не даром в святые великомученики наконизировали многих, кто на это дело решился. Вот и даже самого Иисуса Христа на полном основании можно причислить к их числу - зачем было ему рисковать, проповедуя народу, когда мог бы вполне безопасно проповедовать среди своих учеников, как Шелтопорог на ШЛ .
А в Древние века - были паломники и святые
подвижники.
Монахи с определенного ( пожилые) возраста отправлялись " мир посмотреть и себя показать". В те времена было много странствующих пожилых монахов. Они
путешествовали, останавливаясь в святых местах, читали проповеди и рассказывали былины, пели гимны восславляющие духов тех мест и другие силы правящие миром.
На жизненном опыте и ситуациях известных людей ( царей и властителей) - открывалось обывателю учение, которое было передано тому подвижнику, как на показательных примерах.
Откровения и важные пункты учения мудрецов и йогов того времени - были приправой ( апплетами) к описанным историям широко известных в то время и влиятельных персон.
Из сцен событий их жизни выстраивались притчи, которые содержали в себе какой то урок, несли зерно морали, служили примером. Подбадривали, утешали или успокаивали в тяжелые минуты.
Кому интересно приходили слушать, кому не интересно - не мешали.Люди уважительно относились к этим отважным паломникам, бросившим уют теплого очага. Ради благородной цели.
К ним приходили за советом, приносили ( добровольно!) пищу и напитки.
Их проклятья боялись, их благословение почитали за счастье.
И наверно на то были основания. Так как люди те ходили по миру безоружными, не имея никакой собственности. Взять с них было нечего, разбойники им не угрожали.
Нет насилия нет и сопротивления.В те времена был свод законов, которые многие приняли.
Не было единой религии, да еще и на государственном уровне.
А само Учение ( знания и мистический опыт) передавалось от учителя к ученику.
Санкхья или Школа - это можно назвать общиной по интересам....
На базе накопленного опыта появлялась целая философия или ее подобие.
Так как опыт нужно было объяснить хотя бы самому себе, потом ученикам. Систематизировать его. Выстроить в какую то схему. Упорядочить.
Эти схемы и понимания опыта - потом оспаривались на дебатах с другими мудрецами - из других школ ( систем, передач).
Где то в спорах рождалась истина ( находились соответствия), а где то возникали противоречия. И эти противоречия стали основными отличительными чертами разных школ и традиций.
А потом мы видим появились одержимые вайшнавы, которые, на мой взгляд,
одними из первых стали насаждать свое учение и видение мира.
Первая реклама религиозному учению, можно сказать, плящущие до одури проповедники, падающие в исступленном экстазе..
Это же такое шоу.., но это привлекает внимание..
Ну и жить в подобном экстазе обещалось всем и каждому, кто поддержит ( и материально тоже) эту идею...
Вот
оттуда растут ноги у будущих святых великомученников средневековья.
Вернее идея миссионерской деятельности, которая иногда приводила к этим жертвам.
Чем агрессивнее насаждалось учение, тем сильнее к нему отторжение.
Нетерпимость, вплоть до ненависти.
Однако,
люди средних веков открыли стокгольмский синдром..
Работающий в массах людских.
Если сильно давить, то потом люди полюбят и превознесут давителя.
Сначала из страха, откровенно обманывая всех., но в итоге от долгой лжи, сами в нее начинают верить..
А потом и сами готовы будут давить на других, не согласных.. пока не выдавят такую извращенную любовь..Ну и чаши весов меняются. То что раньше было агрессивной идеей - снановится новой идеологией масс.