Это так называемый быстрый тип мышления - автоматический, не требующий больших затрат энергии. Он нужен нам для принятия решений в ситуациях когда промедление нежелательно или даже опасно, это наследство от наших предков живших во времена, когда принцип - бей или беги, иначе тебя съедят, был залогом выживания, думать медленно можно стало только долгими зимними вечерами в относительно безопасной пещере.
Второй тип мышления - медленный, когда первые самые быстрые варианты ответа подвергаются сомнению, происходит сравнение всех доступных для индивида вариантов решения.
Если брать для примера задачу с битой и мячом, то процесс медленного мышления будет выглядеть примерно так: ...
С вашим примером "быстрого типа мышления" я вполне могу согласиться. Более того, нагвальненький термин "тело знает" - как раз оно и есть
.
А вот во втором вашем примере я вижу не проявление разума, а лишь алгоритм школьного научения для решения задач на поиск неизвестных. Т.е. вижу здесь лишь следование формальному алгоритму, который к тому же не сам разум решателя задачи придумал. Тогда как следование заученному алгоритму поведения в сходных ситуациях - недостаточный признак разума, потому как даже кошку можно научить справлять нужду в лоток
, а медведя ездить на велосипеде.
Похоже, что вы сами не вполне понимаете того, что "кот ученый" наукой не занимается, а лишь был обучен рассказывать сказки (причем, далеко не факт, что он их содержание понимает). Причем, последнее совсем мало отличается от обучения попугая говорить "Попка дурак!".
Ну, а на закуску я расскажу, как ваша задача решатся разумом. Сложение с образованием суммы есть частный математический вариант операции ДОБАВЛЕНИЯ, а вычитание - операции УБАВЛЕНИЯ. Причем понятия "добавить" и "убавить" - отнюдь не математические (а были математикой ЗАИМСТВОВАНЫ), поскольку применимы и к неисчисляемым объектам. Скажем, я могу ДОБАВИТЬ в суп перец без всякой математики.
Например, если я сделаю шаг вперед, то это будет ДОБАВКОЙ на пути следования, а если сделаю шаг назад, то УБАВКОЙ
. Отсюда для разума очевидно, что место, откуда оба раза шагали, находится ровно посредине между шагом вперед и шагом назад. Шаг = это цена мяча. Шаг вперед = бита + мяч = 110, шаг назад = бита - мяч = 100 (эти цифры взяты из условия задачи). Стало быть, цена биты должна быть ровно посредине между 110 и 100.
Бита = (110 + 100)/2 = 105.
Ну, а цену мяча можно определить либо по остатку
Мяч = 100 - 105 = 5
либо (если разума совсем много
), как половину расстояния между шагами вперед и назад:
Мяч = (110 - 100)/2 = 5
Тем самым, я бы определила "Второй тип мышления" не как медлительный процесс постадийного выполнения алгоритма, которому тебя когда-то научили, а как стремление ПОНЯТЬ СИТУАЦИЮ и найти для нее подходящую модель/аналогию.