В это сабже я не буду распространятся о классификациях внимания или как-то пытаться его разделять на, к примеру, произвольное или непроизвольное. Т.к. не вижу для этого каких-то особых оснований. Свойства внимания как части процесса воприятия будь-то существа с организацией нервной деятельности попроще, будь-то человека на разных стадиях развития как представителя конкретного социума или просто стадии взросления свидетельствуют как правило о той среде в котором оно развивается.
Также я не собираюсь разделять единое внимание на нескольких видов, как-то было принято в описании Кастанеды - 1ое, 2ое и т.п. с эквивалентным количеством миров, свойственным опять же кастанедовскому описанию. Т.к. также не вижу в этом какой-то необходимости и на это имею свою точку зрения. Все итак, по-моему скромному мнению прекрасно вписывается в искусное манипулирование ОДНИМ-ЕДИНСТВЕННЫМ вниманием нестереотипным способом.
Просто начну с достаточно наглядного примера о развитии человеческого внимания с момента рождения. Для этого вспомним не столь давно родившегося ребенка, который, скажем, не так давно прозрел. (Делаю упор на прозрение т.к. это момент начала открытия у человека визуального канала как наиболее информативного). Ребенок, который только обрел способность видеть не может вообще практически сосредоточится визуально на каком либо предмете по ряду причин. Во-первых, хотя бы потому что соответсвующие мышцы отвечающие за управление хрусталиком и координированную работу по фокусировке просто не развиты, во-вторых, еще и потому что не сформированы достаточно стойкие рефлексы по ориентации на какие-то конкретные стимулы в разноцветном потоке визульной информации окружающего мира. А рефлекторный набор как правило, ограничивается преимущественно осязательным уровне как наиболее более-менее сформированными еще с пренатального периода. И вот тут-то начинается... Яркие погремушки, игрушки и агушки. Заметим, что это предметы неспроста яркие и гремящие. Т.к. предназначены для формирования рефлексов, выделения предмета из фона, переключения внимания с предмета на предмет, закрепления визуального образа с опрпеделенным звуком. Далее, как-то водится, предмет показывают и называют его, постепенно формируя понятийную сферу ребенка, просят ребенка повторить. С возрастом ребенок учится разбираться в предметах окружающего мира, интересуясь многими вещами, суя куда не попадя свои пальчики, пробуя все на зуб, ориентируясь на громкие и необычные звуки и т.д., т.о. образом уже самостоятельно начиная манипулируя своим вниманием. Далее он растет и понимает куда стоит соваться, куда - нет, часть предметов в силу своей "изжеванности" уже не интересна. Однако, многое новое и неизведанное продолжает притягивать и манить, стимулируя желание с этим разобраться. Т.о. часть предметов уже сформировывает у подрастающего индивида определенную реакцию и понятийную систему в отношении к ним, формируют стереотипные реакции, а часть -все же продожает интересовать. Чел вырастает и нового вокруг уже почти не остается. Все увидено, ощупано, изъедено, чего-то в принципе не достать в силу ограниченности возможностей. Поэтому кто-то замыкается на ряде стереотипных реакций, которые приносят хоть какое-то удовльствие, кто-то начинает бухать, кто-то интересоваться эзотерикой, у кого-то кризис среднего возраста... А внимание?? А внимание замыкается в своей рефлексии на ряде стереотипных реакций. Куда ему еще деваться, втыкает телек или интернет, ну... или осознанные глюки по ночам. Хоть какая-то развлекуха где иногда можно выцепить крупицу чего-то нового..
Но я отвлекся от сущности процесса внимания...
В принципе, у животных проще, только включенность круг рефлексов конкретнее. Причем, отличия в манипуляции внимания, к примеру, у молодых и взрослых особей также заметно. Если малой котенок ведется на все (играется или пугатся), то бывалого матерого кота с территорией ты порой и громким выкриком в его адрес не спугнешь проведешь (хорошо если голову в сторону окрика повернет)
Люди же сильно акцентированы на абстрактном, рефлексируя подолгу и бестолку. Это, с одной стороны, их преимущество, а с другой - их недостаток, провоцирующий неосновательное прожигание жизненных сил или формируя несвоевременный разрыв между явлением и необходимой реакцией на оное.
Что же касается более существенных моментов...
Таких, к примеру, как переключения внимания или якобы произвольного внимания, то здесь все несложно. Итак, у человека имеется определенная система реакций на конкретные предметы окружающего мира, в привязке к этому сформирована понятийная система со всеми издержками, представляющая собой ряд ассоциативных реакций и рефлексов на, не важно на что, будь-то конкретные предметы или абстрактные образы и ощущения. Поведение человека строится в соответствии с этой системой представлений и приоритетом ценностей в конкретный момент. Т.о. и своим вниманием в конкретный момент манипулировать человек будет в сооствествии с этой системой представлений и приоритетом ценностей. В принципе, по этой схеме может быть разобран практически любой момент коцентрации (обращения) внимания любого человека на любое явление или объект или мотивы переключения внимания с объекта на объект. Учитывая сложность высшей нервной деятельности и длительность поддержания рефлексивных состояний, ряд реакций у человека может как бы рождатся ниоткуда. На самом деле в отличие от животных, в поведении которых преобладает ситуативное непосредственное реагирование на предметы и ситуации, человек может использовать триггером своего поведения конкретный абстрактный образ или ассоциативный ряд в соотвтествии с иеархией ценностей.
К примеру, чел опаздывает на работу и одновременно испытывает голод, пробегая мимо кафе (или выходя из дома, где приготовлена еда). Если он сейчас начнет есть, то гарантировано опоздает. Вроде бы выбор объектов для внимания. Но в отличие от животного чел с большей вероятностью сделает выбор в пользу абстрактной работы (если она ему дорога, конечно же), а не в пользу удовлетворения сиюминутного чувства голода конкретными объектами в виде еды. Чел знает (на основании сложной рефлексивной деятельности), что если он сейчас опоздает на работу, то в дальнейшем имеет существенную вероятность потерять много еды или стабильность ее получения в течении определенного времени. А поесть можно и чуть позже.
Итак, взависимости от восприятия объектного набора на которое обращено внимание в конкретный момент у человека будет срабатывать определенная реакция. Переключение внимание будет определяться прошлым опытом и насущным приоритетоом ценностей, ориентируя при этом поток восприятия в необходимом русле.
Несколько слов о внимании сновидения и, так называемом, втором вниманиии.
Обычное внимание сновидения неупорядоченное, скачущее, непоследовательное, беспорядочное с остсутсвием логики развития событий. Это объяснимо. В условиях бодрствования мы имеем дело с консретным набром объектов оказывающих существенное влияние на нашу жизнедетяльность. От умения грамотно реагировать на объекты окружающего мира зависит здоровье и жизнь, что знаичмо. Образы же в сновидении имеют абстрактную природу происхождения. и их степень упорядоченности, как правил, не влияет на жизнедеятельность также фатально как в бодрствовании. К тому же, с детства не формируется навык упорядочивания этих образов в систему подобную имеющейся в бодрстовании. Это неважно и незначимо. Т.о. в итоге имеется отсустсвие какой-либо упорядоченности сновидений ввиду отсутсвия в этом надобности. Когда же вроде бы интерес пробуждается (к примеру, при прочтении книг КК)... То, как правило, не хватает помимо сформиованного навыка, еще веского стимула к этому (все равно же это не так важно в отличие от бодрстования). Отсюда и резульаттивность в этом через пень-колоду. А если и есть, то какая-то в большинстве своем кривая, толком по жизни никуда не годная. Однако, такие методы как грамотная коцентрация и деконцентрация, структруный перепросмотр событий прошлого и др. методы, в сущности, хоть как-то в этом навести порядок и упорядочить работу с образами и ощущениями посредством грамотного манипулирования своим вниманием в накопившемся багаже абстрактного, сделать работу системной и постоянной. Но это в идеале. На деле все получается как обычно...
Со вторым вниманием также. Просто создать условия для этого практически еще гораздо сложнее. Необходимо чтобы рефлексия формирующая упорядоченность абстрактных образов была настолько сильна и значима для субъекта, что окружающие объектный ряд в режиме бодрстования не только не являлся препятствием для продуцирования абстрактного, но еще и непосредственно коррелировал с ним, либо становился менее значимым по сравнению с абстрактным.
Таким образом, во внимание сновидения это тоже самое внимание бодрствования только когда тело на отдыхе от подавляющего кол-ва внешних стимулов в противовес к абстрактным образам. Второе внимание - это тоже внимание бодрствования, однако виртуозно учитывающее или внешние стимулы наряду с абстрактным рядом или стремительно переключающееся от одного к другому.
ВНИМАНИЕ - ОДНО!
Отследите свое поведение глаз в момент перепросмотра или осознанного сна. Они будут двигаться и фокусироваться также как и при бодрстовании просматривая или считывая образы с "монитора в проекции мифического третьего глаза".
С нейрофизиолгической точки зрения также ничего нового. Скорее всего, будь то во внимании бодрствования, во внимании осознанного сновидения или второго внимания будут задействвованы одни и те же нейронные цепи ответственные за определенные ряды ассоциаций и ощущений (только в случае отключки тела, без учета рефлексов овтечающих сокращения мышц конечностей).
С большего, это все, что я хотел изложить о внимании. Хотя о нем можно беседовать долго, затрагивая разные аспекты.
Кстати, с этого ракурса тема сознания или осознанность также не является столь сакральной. Т.к. сознание - есть способность субъекта упорядоченно концентровать внимание на избранных блоках информации и и строить свое поведение в соотвествии с этим. В то же время усиление осознанности вполне объяснима с позиций максимально эффективного задействования внимания в выборке рефлексов для модели поведения в конкретной ситуации. При этом, с нейрофизиологической точки зрения скорее всего, скоере всего создаются условия для включения наибольшее количество нейронных связей оптимальным образом, благодря чему ЦНС "вспыхивает" светом гармоничной активности. У кого-то над головой при этом появляется стабильный нимб, у кого-то виртуальные рожки, а у кого-то ситуативно "загорается лампочка"
P.S.: Данный сабж написан не для спора или остаивания своей точки зрения. Просто я вроде где-то на форуме упоминал или пообещал, что о внимании тоже напишу. Посему особо не трудитесь мне оппонировать. Отвечать не обещаю, ибо спорить об этом мне неинтересно...