violet drum
|
|
| Модератор: violet drum | |
« Ответ #76 : 12 марта 2014, 01:09:59 » |
|
Теоретическое обоснование гипноза в современной психологии базируется на работах И. П. Павлова о влиянии раздражителей на торможение коры больших полушарий мозга. Считается, что длительное, монотонное воздействие раздражителей на органы чувств (поглаживание, тихая, монотонная музыка, успокаивающая речь гипнотизера) в сочетании со словесным воздействием - знаменитая вторая сигнальная! - обеспечивают в коре головного мозга так называемое дробное торможение, при котором остаются активными сторожевые участки коры, обеспечивающие, раппорт (связь, контакт) гипнотизера-индуктора с перципиентом.
В этом объяснении содержится, однако, некоторое довольно-таки пикантное обстоятельство, суть которого заключается в том, что весь массив зафиксированных актов гипноза предложенная теория делит на две группы: в одной из них имеет место сенсорное воздействие на перципиента - эти факты признаны научными; другая же группа фактов, где индуктор и перципиент не имеют сенсорной связи - объявляется несуществующей и не рассматривается.
Однако в течение времени, когда упрямство фактов стало сильнее павловской теории гипноза, факты эти были все же ассимилированы психологией, названы суггестией - внушением - и совершенно незаметным образом оставлены без теоретического обоснования.
В большой газетной статье, опубликованной совсем недавно и посвященной врачу-гипнотизеру А. Довженко, говорится: "Об этой своей возможности, редкой индивидуальности А. Довженко узнал случайно в 12 лет, когда однажды поверг на землю соседского паренька-сверстника. Нет, не кулаками - словом..." Пока все в соответствии с теорией, но вот дальше: "...не по правилам игры "замри" ребята останавливались, как вкопанные, - Саша приказывал это мысленно, и они ему повиновались".
Это, казалось бы, несложный и не очень-то эффектный случай, но вот что рассказывал покойный ныне сенситив огромной силы, хорошо известный многим Вольф Мессинг о своих злоключениях в 1939 году в оккупированной фашистами Варшаве. "Однажды вечером меня схватили. Офицер, остановивший меня, долго вглядывался мне в лицо, потом вынул из кармана. обрывок бумаги с моим портретом: "Ты - Вольф Мессинг! Это ты предсказал смерть нашему фюреру..."
...Сидя в камере полицейского участка, я понял: или "я уйду сейчас, или погибну. Я напряг все силы и заставил собраться у себя в камере всех тех полицейских, которые были в то время в участке. Всех, включая начальника и того солдата, который должен был стоять на часах у входа. Когда они, повинуясь моей воле, собрались в камере, я лежал совершенно неподвижно, как мертвый. Затем быстро встал и вышел в коридор. Мгновенно, пока они не опомнились, задвинул засов окованной железом двери... Теперь надо было спешить..."
|