Продолжаем помаленьку пинать Ксендзюка...
Как вы знаете, в основе искусства сталкинга, описываемой Ксендзюком, лежит концепция трёх базальных комплексов (страх смерти, чувство собственной важности, жалость к себе). Всё у него пляшет возле них. Это де ремни, фиксаторы точки сборки... Эти базальные комплексы представлены как отдельные компоненты тоналя, которые, хоть и связаны, как правило, между собой, но всё-таки чётко отделяемы друг от друга. Подробно описываются признаки каждого комплекса, которым придаётся одинаково важное значение. Ксендзюк даже предлагает работать с ними по отдельности:
Можно работать последовательно - брать один из трех базальных комплексов и работать с ним месяц или два, затем - другой, и так далее.
(с) Пороги сновидений.
Вроде всё славно, но хохма в том, что страх смерти и жалость к себе - это не отдельные комплексы, а всего лишь проявления чувства собственной важности. Они вытекают из него и являются такими частями чувства собственной важности, как нитки на ремне являются частями ремня. Страх смерти и жалость к себе невозможны без чувства собственной важности, а чувство собственной важности без страха смерти и жалости к себе - вполне. Это осознание дофига чего меняет как в принципах работы, так и в описании.Иногда Ксендзюк даже признаёт, что чувство собственной важности вроде почему-то богаче остальных двух базальных комплексов:
Из трех базальных комплексов ЧСВ — самое продуктивное. Страх и жалость намного проще.
(с) Человек Неведомый
Странно, правда? Все три - комплексы, но чувство собственной важности - сложнее и продуктивнее. Но правильный вывод за все свои 20+ лет исследования нагуализма сделать он так и НЕ СУМЕЛ. Механистический и скурпулёзный подход к описанию заставил его наполнить свои книги о сталкинге килотоннами текста, которые, по сути, содержат в себе НЕПОНИМАНИЕ и грубую принципиальную ошибку.
Вспомним, что у Кастанеды почти нет темы
отдельной борьбы со страхом смерти и жалостью к себе. Зато борьба с чувством собственной важности - важная и бесконечно повторяющаяся тема. Что ж дон Хуан так небрежен к 2 базальным комплексам из 3-х, они ведь, по мнению исследователя Ксендзюка, не менее важны? А Ксендзюк выцепил отдельно 2 аспекта собственной важности, раздул их и вместо 1 работы с чувством собственной важности сделал 3 работы. Открыл всем глаза.
– Чувство собственной важности, – пояснил дон Хуан, – не является чем-то простеньким и незамысловатым. С одной стороны, это сердцевина всего наилучшего, что в нас имеется. А с другой – сердцевина всей нашей внутренней гнили. И потому методика избавления от этого гнилостного аспекта чувства собственной значительности в каждом случае являет собою поистине стратегический шедевр. И во все века видящие с глубочайшим восхищением относились к тем, кому удалось это совершить.Страх смерти и жалость к себе - это лишь те самые гнилостные аспекты чувства собственной важности.
Дон Хуан описал чувство собственной важности как силу, порождаемую человеческим образом самого себя. Он повторял, что это именно та сила, которая удерживает точку сборки в ее нынешнем положении. По этой причине главной задачей на пути воина является уничтожение чувства собственной важности. Все, что делают маги, направлено на достижение этой цели.
Он объяснил, что маги разоблачили чувство собственной важности и установили, что оно есть жалость к себе, маскирующаяся под нечто иное.
– Это звучит неправдоподобно, но это на самом деле так, – сказал он. – Жалость к себе – это реальный враг и источник человеческого страдания. Без некоторого количества жалости к себе человек был бы не в состоянии быть таким важным для себя, каков он есть. Но когда включается чувство собственной важности, оно начинает набирать свою собственную силу, и именно эта, на первый взгляд независимая, природа чувства собственной важности придает ему мнимую ценность...
Продолжая свои объяснения, дон Хуан сказал, что маги абсолютно уверены в том, что, сдвигая точку сборки с ее обычного положения, мы достигаем состояния, которое можно назвать только безжалостностью. Благодаря своим практическим действиям маги знают, что как только их точка сборки сдвигается, – разрушается их чувство собственной важности. Лишившись привычного положения точки сборки, их образ себя больше не поддерживается. А без сильного сосредоточения на образе самих себя они теряют чувство жалости к себе, а с ним и чувство собственной важности. Таким образом, маги правы, говоря, что чувство собственной важности – это просто скрытая жалость к себе.Как видно, жалость к себе без чувства собственной важности не работает и это суть одно и то же. Но на самом деле чувство собственной важности совсем, окончательно разрушить нельзя, мы так говорим для простоты, а разрушаются и исчезают лишь его аспекты, например жалость к себе. Это гнилостный аспект чувства собственной важности. То же самое и со страхом смерти. Чувство собственной важности отсутствует лишь у трупа или у человека в коме, зато жалость к себе и страх смерти можно выключить полностью и продолжать эффективно действовать. Но Ксендзюк, полностью увлеченный своей ролью разъяснителя и толкователя, не смог этого понять. Одни и те же ошибки он переносит из книги в книгу, вот уже седьмую пишет...
Так что шаманские слова “страх смерти”, “чувство собственной важности”, “жалость к себе” уступят место академическому термину “базальные комплексы”. Но ведь суть от этого не изменится —не так ли? Зато мы, возможно, кое-что поймем.
(с) Человек Неведомый
Возможно, и поймём. Но возможно, не вполне то, что хотел нам объяснит Ксендзюк?
Имеет ли ценность советы по сталкингу человека, который в самой его основе не смог увидеть принципиальные вещи? Все эти громоздкие разжевывания, классификации, советы? Сомнительно.
Человеческая глупость – вот что следует изживать в себе. И делать это посредством понимания. Или, может, ну его, понимание? Ведь
читать книги АПК интересно. Стиль изложения - нравится, написано грамотно.
И это для меня самое главное, все остальное - какое это имеет значение?
Ну недопонял Ксендзюк чего-то там, ну понаписал текстов, заражённого вдоль и поперёк его личным непониманием. Ну и что? Мелочи, правда? Ну не видит Ксендзюк, что его базальный комплекс "чувство собственной важности" и "жалость к себе" - это одно и то же чувство собственной важности. Не должно это повлиять на практику, никак. Опять же заслуги несомненны, стиль письма наукообразно-академический...
Но ведь суть от этого не изменится —не так ли?
(с) Ксендзюк