Почитала, что они там пишут, и сразу протрезвела от хереса

. На мой взгляд, на счет гармонии оба неправы, хотя и по-разному.
Гармония соответствует точке оптимума (в каком-то из смыслов последнего). Т.е. гармония и оптимум - слова синонимы. И здесь AVG отчасти прав, относя восприятие гармонии к эмоциональной сфере, поскольку в большинстве подобных случаев критерий оптимума не определен либо исключительно субъективен (типа ласкает взор наблюдателю или не ласкает). Однако в целом он неправ, поскольку сами оптимумы реально существуют, всякий раз отвечая какому-то объективному критерию. Например, в физике такой критерий чаще всего является минимумом энергии. И в таких случаях человек обычно не может подменить такой критерий субъективным, поскольку реальность вполне доходчиво дает понять, какой именно критерий она оптимизирует в том или ином случае.
Между тем, то, что мы встречаем в природе, есть не оптимум, а равновесие! А между точкой оптимума и точкой равновесия существует весьма существенная разница. Оптимум - это экстремум какой-то величины, где она обычно достигает максимального (чуть реже минимального) значения. Именно поэтому понятие "лучший выбор" представляет собой оптимум. Тогда как равновесие - это точка устойчивости, в окрестности которой тенденции к ее смещению взаимно уравновешиваются. Поэтому точка равновесия - это уже не "лучший выбор", а "вынужденный компромисс". По этой причине точки равновесия бывает сложно называть гармоничными, поскольку в них уравновешиваются (а стало быть, присутствуют!) все тенденции, в том числе и негативные (по человеческим оценкам).
Впрочем, математики могут так хитро сформулировать критерий для поиска оптимума, что его точка совпадет с точкой равновесия. Причем, в случае математической постановки задачи так можно сделать всегда. И такой подход имеет смысл, т.к. точки оптимумов проще искать, чем точки равновесия.
Что же касается чувственно-эмоциональной (а, стало быть, исключительно экспертной) оценки, то люди зачастую склонны путать равновесные состояния в природе с гармоничными, если те ... их самих напрямую не касаются

. Например, равновесие, достигаемое между численностью популяции каких-то зверей или птиц с кормовыми ресурсами, воспринимаются людьми, как проявление природной гармонии. Тогда как такое состояние в действительности является равновесием между скоростью размножения/воспроизведения особей в данной популяции и скоростью их гибели от бескормицы/голода. Однако, если бы какие-то негативные факторы точно также ограничивали рост человеческой популяции, нарастая с ростом численности последней (например, тот же недостаток продуктов питания и воды, загрязненность окружающей среды, эпидемии инфекционных болезней и т.п.), то люди мгновенно взвыли бы от ужаса и кляли бы, на чем свет стоит, свою жизнь, считая ее крайне далекой от гармонии. Т.е. по отношении к собственной шкуре, люди оптимум/гармонию от равновесия очень хорошо различают во всех тонкостях.
"Прозрение" Шелтопорога насчет деградации людей "с самого начала"

являет собой грубую ошибку субъективного плана, возникшую из-за ошибочного выбора критерия оптимальности. В данном случае понятия деградации и прогресса являются производными от понятия оптимума, а не равновесия, и потому нуждается в определении критерия оценки. И здесь AVG был совершенно прав, указав Шелтопорогу, что его оценки исключительно эмоциональны/субъективны.
Если и рассуждать о процессах деградации в популяции, то следует выбирать хоть сколько объективные критерии. В противном случае, людей действительно можно всех оптом назвать дегенератами только из-за того, что они когда-то лишились хвоста и густой шерсти

. Между тем понятно, что не длина хвоста и шерсти являются такими параметрами. И если уж судить о людях той же меркой, что и о животных, то приемлемым критерием здесь могла бы быть общая численность популяции, поскольку в биологии в общем-то принято считать растущие популяции процветающими, а вымирающие - увядающими. Заметим, что по этому критерию человечество не только не деградирует, то и демонстрирует по сравнению с видами крупных животных несомненное процветание.