Суть в том, что каждый новый вышележащий/дочерний уровень иерархии возникает всякий раз, когда достигается достаточная для этого степень автономии от нижележащего/родительского уровня. Именно благодаря наличию этой частичной автономии мы эти уровни и отличаем друг от друга.
Однако в дальнейшем эта автономия может углубляться, и тогда связь дочернего уровня с родительским истончается, а пределе может совсем порваться. В последнем случае дочерний уровень обретает независимость, как от родительского уровня, так и от всех уровней, лежащих ниже родительского. После этого обретший самостоятельность уровень становиться фундаментальным/базовым для всех тех уровней, которые он породит сам.
Все это смахивает на "Плоский мир" писателя Терри Пратчетта:
Здесь черепаха - фундаментальный уровень, над которым находятся дочерние уровни - слоны и Плоский мир. Очевидно, что когда-то и эта черепаха не была автономной, а тоже опиралась своими лапами на какие-то нижележащие уровни. Но после того, как черепаха обрела от них автономию, установить это стало уже невозможно. Разве что только в воспоминаниях той черепахи могло что-то остаться о тех временах. И тенденция на будущее тут тоже прослеживается - когда-то обязательно случится так, что Плоский мир порвет связь со слонами и отправится в самостоятельное плавание (аки галактика), не хуже той черепахи. И этот вывод вытекает из того, что эти слоны уже сейчас не оказывают влияния на то, что происходит в Плоском мире. Значит, связь в этом месте уже тонкая. А после того, как "отпочкование" произойдет, будет практически невозможно определить, были ли те слоны вместе черепахой, или же Плоский мир был единовременно создан "криэйтором". Т.е. Создателя весьма типично упоминать во всех случаях, когда данный уровень оторвался от своих корней.
Наша Вселенная - мир уже 3-мерный, но ситуация остается неизменной: мы едва ли сможем узнать, как возникла наша Вселенная, потому-то она тоже когда-то отделилась от своих корней, приобретя автономию. Тогда как процесс ее зарождения принадлежит тому времени, когда связь с родительским уровнем была еще крепкой. Точно так же и обитатели Плоского мира никогда не узнают о существовании черепахи, после того, как их мир отделится от слонов. Вот и с квантовым микромиром та же история - очень похоже, что он тоже фундаментален именно в том смысле, что ниже него других уровней нет. Т.е. хотя и были когда-то, но оторвались. Или точнее - микромир сам от них оторвался, приобретя автономию. И в этих случаях принято упоминать Создателя, т.к. связь с "причинным местом" прервалась.
Во многих случаях разрыв подобного рода происходит очень интересным образом - уровень, "задумавший" отделиться от родителя, но еще сохранивший от него зависимость настолько, что непосредственный разрыв невозможен (грозит дочернему уровню гибелью), порождает поверх себя свой, внучатый по отношению к родительскому, уровень. Причем такой, чтобы внук был похож на своего деда в отношении функций, которые тот выполняет по отношению к его отцу. После чего отец (уровень, задумавший отделиться) переходит на иждивение своего сына (внука по отношению к деду), и вот тут-то от деда можно навсегда оторваться
. Очень похоже на барона Мюнхгаузена, который, потеряв опору под ногами, вытащил себя за волосы. Принцип тот же - чтобы отделиться от родительского уровня надо породить новый уровень, но уже находящийся сверху (!), который и возьмет на себя все те заботы, которые прежде проявлял родитель. Т.е. автономия с последующим отделением частенько достигается путем "перехода на свои хлеба" в смысле компенсации родительских функций собственными наработками.
Вот и сознание, будучи уровнем, лежащим выше биологического и порожденное им, тоже задумало отделение
, поскольку приобрело автономию от тела в достаточной степени, чтобы об этом задуматься. Но недостаточную для того, чтобы суметь провести свое намерение в жизнь. Поэтому это желание пока остается в области фантазий. И сюда же относятся и христианские мифы от жизни бесплотных душ в раю, и кастанедовские идеи о существования сознания в виде энергетического дубля. В первом случае имеет место мечта о прямом отделении от тела, а во втором случае с помощью "внука" - энергетической оболочки, создаваемой самим сознанием, и способной быть носителем сознания вместо тела.
Надежды, питаемые в отношении ИИ, тоже порождены желанием воплотить в жизнь фантазии того же рода. Т.е. схема здесь одинаковая (в духе барона Мюнхгаузена): сознание должно породить следующий над ним уровень - искусственных существ на электронной основе, которые могли бы служить "вместилищем души", носителями сознания вместо биологического тела. Т.е. ситуация здесь настолько типична, что в умысле "криэйтора" не нуждается - ровно по этой же причине молодые семьи не хотят жить вместе с родителями
, желая завести собственное хозяйство.