С AVG картина ясная и довольно типичная для религиозно-мыслящих - он идеализирует слово "человек", искренне полагая, что это имя может носить только святой
. То бишь, такой чувак, который всех подряд любит
и совершает только "добрые дела". Травушку-муравушку он, понятное дело, не топчет и мяса не ест.
Или по меньшей мере AVG начнет юлить, утверждая, что если животное забито для еды, то мол "черная дыра" в коконе от этого не образуется и грех на душу не ложится, т.к. "высшая справедливость" внимательно следит за тем, с какой целью убивается живность.
Соответственно этому представлению, основная масса человечества для него - грешники, коих он называет быдлом, аки не достойных называться людьми. Ну, а себя же он относит, естественно, к "настоящим людям", на душе которых нет ни единого темного пятнышка.
В математической статистике
ошибка такого рода называют "смещенной оценкой". Причем типична она не для самих статистиков (которые о природе таких ошибок отлично осведомлены), а для людей с обывательским складом ума, взявшихся за дело, которое им явно не по плечу - вознамерившихся поучать окружающих о том, как им надо жить. Т.е. это тот же самый симптом, который ярко проявляется у старух, сидящих целый день на лавочке у подъезда и осуждающих всех проходящих мимо. В последнем случае они тоже очерняют всех подряд, поскольку используют для сравнения "неправильную базу".
Между тем, в действительности "быдло" - это и есть средний уровень, свойственный человечеству в целом, от которого имеются отклонения в разные стороны - как в культурном отношении, так и в моральном. Причем, это отклонение не вверх или вниз, а именно в "разные стороны", потому что культура, как мораль, это не уровень, а скорее центр тяжести некоторого множества.
Идеи же расположить мироздание по уровням (т.е. иерархически) возникают не от большого ума, а исключительно вследствие бедности понятий, когда ничего кроме табеля о рангах в голову не приходит. Это и Данте с его "кругами ада", и Ом с его ядрами-коинами
, заработанными у Духа за заслуги перед ним же. Т.е. чем религиознее мировоззрение, чем явственней проступает в нем ступенчатая конструкция от бесов к святым. Ну и, конечно же, с перечнем проступков и заслуг, за которые по этой служебной лестнице можно продвинуться.
Иерархию статуса не обязательно представлять в виде служебной лестницы - есть и другие варианты того же самого. Например, "чистота", которая якобы дана человеку от рождения, но в процессе жизни "загрязняется". Несложно заменить, что эта все та же самая модель, в которой шкалу высоты заменили шкалой прозрачности
. К этому же варианту относится и иерархическая система Гусева
, в которой шкала высоты уровня сильно коррелирует со шкалой прозрачности. Т.е. в его системе скатывание грешника вниз по служебной лестнице одновременно сопровождается почернением его души
.
В определенной мере похожие модели эксплуатируются и в ортодоксальном нагуализме, где они приобретают форму "просветов в области пупка", которые приходится прикрывать "щитами", или края кокона, объедаемые снизу летунами
. А так же "трещины в горшке", которые образуются от недостатка безупречности. Т.е. идиомы в каждом случае разные, но суть одна и та же - линейная иерархия, построенная на основании совершенных в прошлом "хороших поступков" или "греховных проступков".