17.09.2016 - 20:18
«Кто крякнет первым», — Фриц Моисеевич Морген
МАКАРЕНКО Олег
Большая политика похожа сейчас на телешоу — планета уже частично погружена в кризис, и сомнений в том, что скоро рванёт, особо у кого нет.
Главный вопрос заключается в том, кто же окажется первым слабым звеном, и когда произойдёт следующее большое «событие»
На днях мы с тревогой наблюдали за Украиной — Украина отчаянно ждала денег от МВФ, а президент Порошенко даже выступил со столь эмоциональной речью по поводу получения транша, что некоторые блогеры заподозрили его в употреблении спиртных напитков.
Вчера денег Украине и вправду пообещали дать. Главе МВФ очередной раз погрозили изнасилованным горничным, и Кристин Лагард увидела признаки восстановления экономики Украины. Если бюрократы не смажут очередной раз колёса канцелярским клеем, Украина имеет шанс получить в ближайшее время миллиард долларов займа.
В принципе, экономика Украины давно уже летит в пропасть, однако пока на улице тёплая осень,а гривна держится за край обрыва, издалека кажется, будто всё не так уж и плохо.
Судя по новостями из Украины, там сейчас что-то похожее на российский 1995 год — с той только разницей, что тот запас прочности, который был в России в 1995, на Украине уже полностью исчерпан.
Как вы помните, несколько месяцев назад я предположил, что предыдущий кредит МВФ власти Украины как раз и пустили на поддержку гривны, и что летом-осенью эти деньги как раз должны были кончится. Ну, вот, пожалуйста, осень наступила — и господин Порошенко, видимо, настолько убедительно доказал американцам всю плачевность ситуации, что те скрипя зубами всё же попытались выдать Украине немного валюты.
Конечно, миллиард долларов для Украины — это крохи, этого вряд ли хватит больше, чем на два-три месяца. Но больше, собственно, и не нужно: американцам главное дотянуть до выборов, чтобы с рванувшей Украиной разбиралась уже другая администрация. А что там дальше будет, например, с отопительным сезоном, к которому и на этот раз Украина подходит неподготовленной, уже наплевать — если Украина крякнет в декабре, Вашингтон молча пожмёт плечами и отвернётся.
Вообще, достаточно почитать, что американцы говорят вслух об Украине, чтобы понять — молодую демократию уже списали в утиль. Так, скажем, посол США на Украине на днях заявила, что Крым, конечно, нужно отдать Киеву, как тот и хочет… но это вопрос десятилетий.
Высказывания других американцев выдержаны в том же ключе: проблемы украинцев шерифа не волнуют.
Идём дальше. Следующий кандидат на вылет — сами американцы. И речь не идёт о здоровье госпожи Клинтон, так как если она заболеет, ей на смену придут ровно такие же жаждущие крови члены её клана, как и она сама. Речь идёт о финансовых проблемах, которые в обозримой перспективе неизбежно обрушат экономику США в тартарары.
Как я уже говорил, в 2000 году экономика США напоминала больного раком второй стадии. Тогда ещё вполне можно было вылечить болезнь. В 2008 году экономику США могла спасти только тяжёлая, крайне болезненная операция, вместо которой экономике прописали сильнодействующие обезболивающие. Сейчас, в 2016 году, болезнь достигла уже той стадии, когда лечить её не имеет смысла — больному не поможет уже ничего.
Отмечу, что это не мой диагноз, это диагноз американских финансистов, которые уже вовсю готовятся жить в посткризисном мире и уже не стесняются говорить неприятную правду вслух. Вот, например, из свежего.
Лоуренс Саммерс, бывший министр финансов США и один из ключевых членов команды Обамы, рассказывает на страницах Wall Street Journal:Несмотря на новые правила регуляции, защищающие систему, ведущие банки Уолл-Стрит не более безопасны сегодня, чем накануне краха в 2008… Более того, некоторые данные говорят, что их риски выросли… Имеется нетривиальная вероятность серьезного обесценивания акций у крупного финансового института в последующие годы… Почему же регуляторы продолжают утверждать, что система стала безопаснее? Дело в том, что они не уделяют достаточно внимания банковским обязательствам и котировкам их акций при оценке рисков. По этой же причине они не заметили риски проблемных институтов в 2008.
Не буду утомлять вас зачиткой диагнозов других экономистов. Экономические проблемы США мы обсуждали уже много раз — неподъёмный долг, исполинские пузыри и нулевая процентная ставка образуют ядовитый коктейль, который неуклонно ведёт долларовую финансовую систему в могилу.
Впрочем, как бы ни были плохи дела в США, ещё хуже они обстоят в Евросоюзе. Ладно беженцы — агрессивных беженцев можно, в конце концов, отправить на Украину, все необходимые разрешения Киев уже подписал, когда обсуждалась высылка цыган из Франции.
Но если проблему беженцев можно при наличии политической воли решить, то вот проблема «Дойче банка» выглядит, увы, нерешаемой.
Про «Дойче банк» я писал, опять-таки, много раз, нет смысла повторяться. Отмечу только, что болезнь зашла так далеко, что представители «Дойче банка» не стесняются наводить тотальную панику в своих речах и докладах — что совершенно не похоже на выдержанных обычно немецких банкиров.
Если немецкий бегемот лопнет — а лопнуть он может уже в любой день, хоть сегодня — находящиеся у него в чреве десятки триллионов деривативов создадут чудовищное цунами, способное похоронить не только экономику ЕС, но и весь западный финансовый мир.
Вот, кстати, из свежего. Американцы заявили о намерении оштрафовать «Дойче банк» на 14 млрд долларов — весьма существенную сумму для еле держащегося на плаву банка.
На фоне этой новости акции банка резко устремились вниз, к новым историческим минимумам:
Логику американцев можно понять. Во-первых, европейцы нагло взяли за горло уклоняющуюся от налогов корпорацию Apple, и американцы считают своим долгом нанести европейцам симметричный ответ. Во-вторых, в нынешней непростой ситуации пустить торпеду в бочину тонущему «Дойче банку» — вполне логичное решение со стороны Вашингтона. Конечно, крах в любом случае неизбежен, однако очень важно, кто именно крякнет первым. Падать, как вы понимаете, приятнее на мягкое.
Есть, разумеется, и ещё один крупный пациент, здоровье которого вызывает серьёзные опасения — наш южный сосед Китай. Однако хоть в экономике Китая и наблюдается большое количество перекосов, но каких-то нерешаемых трудностей я у Китая не вижу. Подушевой ВВП в Китае всё ещё остаётся довольно низким, резервы роста — огромными. Даже если Китай и погрузится в кризис, этот кризис, полагаю, будет относительно мягким и коротким.
В Японии, напротив, трудности именно что нерешаемы. Напомню, Япония приняла уже решение включить «вертолётные деньги» — и Банк Японии вынужден сейчас держать печатный станок в режиме форсажа. Любая попытка осторожно намекнуть на то, что денег будет печататься чуть меньше, немедленно выливается в паническую реакцию рынков.
В общем, США, Евросоюз и Япония — вот три точки, через которые в финансовый мир может уже прорваться неудержимый хаос. (Украина тоже готова в любой момент рвануть, но она для мировой экономики не очень важна).
Вы спросите — а что же тем временем происходит в России? А в России, коллеги, все стабильно, как на чугунолитейном заводе. Промпроизводство показывает небольшой рост, золотовалютные резервы вплотную подошли к отметке в 400 млрд долларов.
Не завидую я тем, кто мечтает о крахе России — надеяться им сейчас совершенно не на что.
Источник:
http://rusnext.ru/recent_opinions/1474132713