В идеале неплохо бы иметь возможность произвольно менять режим восприятия. Без обычного-стандартного-стереотипного-отфильтрованного восприятия жить в реальном мире было бы невозможно. Однако этот режим весьма ограничен и неплохо бы иметь возможность переходить в более расширенный режим восприятия - Видение и его модификации.
Еще раз вернусь к вашей фразе про "обычное-стандартное-стереотипное-отфильтрованное восприятие" и объясню, что меня здесь смущает. Дело в том, что целью совершенствования восприятия "по дону Хуану" является отключение (хотя бы временное) стереотипов и фильтрации. Причем, даже в том случае, если это отчасти ухудшает какие-то практические аспекты восприятия на привычной нам стороне мира.
Однако глюки типа лошадей, богатырей и лягушек, возникающие при взгляде на котелок, крайне затруднительно отнести к восприятию, лишенному стереотипов. Более того, такие лошади и богатыри, как раз и являются стереотипами в чистом виде (!), поскольку реальный котелок их в себе не содержит. Другими словами, когда данный объект выглядит, как котелок, то он годится, чтобы варить в нем уху, а когда он выглядит, как лошадь, то на ней ездить нельзя
. Именно поэтому мы не можем поставить между котелком и лошадью знак равенства и сказать, что оба типа восприятия одинаково хороши, и выбирать между ними можно по принципу, что больше нравится. И это как раз потому, что стереотипы и фильтры именно тем проштрафились, что во многих случаях искажают реальность тем, что стереотипы привносят в ее восприятие то, чего в ней нет, а фильтры затеняют то, что в ней есть.
Поэтому чем ярче-четче-контрастнее изображение, тем труднее как вклиниться туда стереотипам, так и фильтрам исказить эту картину. Однако, чем более эта картина блеклая и расплывчато-туманная, тем легче стереотипам сделать в ней подстановку, а фильтрам выбрать то, что можно истолковать иначе.
Кстати, именно по этой же причине психиатры тестируют своих пациентов на "пятнах Роршаха", неопределенно-случайная форма которых позволяет выявить у пациентов стереотипные ассоциации.
Пациент психиатру:
- Доктор, мне повсюду мерещатся половые акты. Куда бы и на что бы я ни посмотрел, везде одно и то же...Помогите, у меня больше нет сил!
Доктор рисует на листке квадрат и спрашивает:
- Так...это что, по вашему?
- Это дом.
- Ага, дом. Отлично.
- А в доме кровать.
- Так, так...интересно...
- Ну, а на кровати...это самое...
- Так...ясненько.
Затем доктор рисует круг и спрашивает, что это такое.
- Это тоже дом - отвечает пациент.
- Тоже дом?? Хм...любопытный случай
- А в доме тоже кровать - продолжает пациент, - Ну а на кровати...Вы уже знаете...
После этого доктор рисует треугольник.
- Аааааа!!! Доктор, Вы же сексуальный маньяк!! - восклицает пациент.
Это анекдот, но он хорошо демонстрирует работу фильтров и стереотипов, когда те доминируют над информаций из реальности. Поэтому те, кто рисует пятна Роршаха или расплывчатые котелки, добиваются именно этого - раскручивания фильтров и стереотипов на полную катушку.
А в результате ситуация складывается по принципу "с чем боролись, на то и напоролись". Т.е. вместо того, чтобы очищать восприятие реальности от стереотипов и ослаблять ее фильтрацию, художники из Омовника
, напротив, ослабляют воздействие реальности ее затушеванием, чтобы в максимальной мере активизировать рождение стереотипных видений. Отсюда и мои сомнения насчет того, надо ли этим заниматься.