Когда мы, люди, называем себя биороботами, то это, очевидно, не в буквальном, а в переносном смысле. Что нас провоцирует на такое сравнение?
Во-первых, это то, что свои тела мы сами не проектируем и не заказываем, как одежду, по образцу, а получаем те, что нам достались. И в этом смысле имеем сходство с роботами, которых делают в мастерских или на фабриках, когда те получают конструкцию, которая задана в чертежах.
То обстоятельство, что роботов проектирует человек, а мы являемся плодом пошаговой эволюции (не путать со случайной!) методом проб и ошибок, ничуть не дает нам повода гордиться своим происхождением, поскольку выходит, что роботы являются продуктом разумного творчества, а мы - неразумного
естественного отбора.
В том случае, если кто-то верит в Бога и миф о том, что Бог создал первого человека из глины, дело обстоит и того хуже - в этом случае имеем ситуацию, когда создатель/конструктор создает интеллектуальное устройство из иного материала (глины), чем он сам (дух). А потому здесь термин "робот" в отношении человека можно трактовать уже в буквальном смысле слова.
Во-вторых, если не цепляться за "осознание", которое в общих чертах почти тождественно сводится к способности ощущать телесную боль, то откажется, что и своим сознанием и психикой мы обязаны тому социуму, в котором мы выросли и были воспитаны. Т.е. вполне можно сказать, что программу реакции на события окружающего мира/среды в нас залили из общего источника, а индивидуальные черты нашей личности вызваны неравномерностью распределения этих программ в социуме и неоднородностью среды проживания, где одни алгоритмы той программы более востребованы, чем другие.
Опять же, если кто-то смог что-то освоить, чего другой не смог, но причина тому - либо доставшееся неудачное тело/мозги
, либо плохие учителя. Т.е. и тут снова получаем аналогию с роботом, когда начинаем выяснять, отчего один робот работает лучше или хуже, чем другой.
В тех же случаях, когда мы твердо убеждены, что делаем что-то САМИ, то это "сами" является лишь указателем на конкретного исполнителя дела, но ничего не сообщает о причинах, по которым данный исполнитель оказался способным это дело провернуть. Т.е. при внимательном рассмотрении все способности организма оказываются заданными извне - средой/популяцией, которая его сформировала и вырастила.
В этих смыслах, термин "биоробот" в отношении человека не так уж и плох, а, пожалуй, даже полезен в свете борьбы с собственным ЧСВ, которое обычно нашептывает своему владельцу об его исключительности, превосходстве на другими, и приписывает в том все заслуги себе одному, а социум рассматривает, как личного врага, хотя именно он этого индивидуума создал и выпестовал.