2й этап естественно и органично следует из первого и опирается на те же принципы.
Наблюдение за собственной психикой приводит к первому результату.
Здесь мы обретаем ценное знание — мы узнаем, что, с точки зрения достижения безупречности, все психоэмоциональное поле можно разделить на три неравные части: 1) на поле безупречности (т. е. поле чувств и эмоций, для которых характерно отсутствие страха смерти и производных от него страхов, отсутствие всех форм ЧСВ и жалости к себе), 2) поле небезупречности и 3) нейтральную часть.
На этом этапе - выслеживание базальных комплексов - нас более всего интересует поле небезупречности. Дело в том, что эти эмоции почти всегда вызывают отождествление. Наша цель - поддерживать "наблюдателя" во время их работы. Это гораздо сложнее, чем эксперименты в "лабораторных условиях" - при целенаправленной работе с вниманием. Со временем такая практика приводит к изменению переживания эмоций - "отстраненность" не дает "искренне" "погрузится" в ту или иную эмоцию, а если получилось отследить самое начало её развития, то эмоцию можно и просто "отменить".
И чем сильнее выражены чувства и эмоции, вызванные одним из базальных комплексов, тем более явно сужается область осознания. Чем сильнее страх (злость, ревность, обида, стыд), тем труднее осознавать многочисленные содержания своей психики и самого себя как субъекта любой деятельности сознания.
И все же, несмотря на указанные сложности, тщательный и терпеливый сталкинг чувств и эмоций позволяет практику разрешить проблемы, связанные с автоматическим сужением осознания. Эта работа может занять два-три года, а то и больше. Но в результате характер переживания чувств и эмоций сильно меняется. Они становятся не только более осознанными, но и более регулируемыми.
В результате длительного и успешного сталкинга сама динамика реагирования начинает меняться. Сначала попытки преодолеть автоматическое сужение осознания приводят к возникновению небольшой паузы, во время которой осознание производит специфическое усилие, препятствующее дальнейшему стереотипному развитию реакции. Такая пауза характерна для осознания, находящегося на энергетическом уровне «Сталкер». Например, злость или обида, возникшие на данном этапе сталкинга, как бы «приостанавливаются», после чего переживание этого чувства ослабевает либо его качество изменяется.
Естественным результатом работы с концентрацией и деконцентрацией внимания становится остановка внутреннего диалога разной "глубины" и длительности. Необходимо работать с этим состоянием, углублять его, учится входить в него как можно чаще и быстрее. Это - первое произвольно достижимое ИСС наяву, доступное практику, что само по себе достаточно интересно для изучения и важно даже чисто психологически. Более того, ОВД это не просто одно из ИСС, а скорее "базовое" ИСС, "мост" между обычным состоянием сознания и множеством измененных.
Также ОВД способствует и сталкингу.
В частности, опыт остановки внутреннего диалога дает возможность с особенной ясностью и остротой ощутить каждый момент сужения осознания в момент переживания того или иного небезупречного чувства, эмоции или реакции.
Человек, не имеющий опыта ОВД, зачастую воспринимает заявление о неком «сужении осознания» во время небезупречного реагирования, скорее, как абстракцию. Ибо его осознание, как правило, пребывает вне пространства и переживает себя как нечто равное самому себе. Иными словами, его осознание не соотносимо ни с каким внешним объемом, а потому не может ни сужаться, ни расширяться.
Пока практик не овладел опытом остановки внутреннего диалога, он может понимать такое явление, как сужение осознания, только опираясь на косвенные признаки — например, на то, какая часть перцептивного поля им непосредственно осознается (то есть, какой объем впечатлений им отрефлексирован).
Благодаря опыту остановки внутреннего диалога мы способны обнаружить не только существование внутреннего или внешнего «фона», но и так называемое околосознательное пространство. Именно это пространство выполняет роль «объема», в который помещено то, что мы называем «областью ясного сознания».
Наблюдая за околосознательным пространством, практикующий получает возможность явственно фиксировать любые деформации осознания, происходящие с ним в процессе обыденной жизни. А это не только сужение и расширение — сюда же относится ряд характерных искажений, типичных для активизации каждого базального комплекса — страха смерти, чувства собственной важности, жалости к себе.