Я считаю что диалектику изучать полезно, для работы
Например закон перехода количество в качество работает даже у Кастанеды
Внутренняя безмолвия накапливается, нужно определенное время усилий прежде чем проявиться качество Единства и борьба противоположностей это истинная пара , Нагуаль- Тональ которые находятся в единстве и одновременно в борьбе
Пользу от изучения философских трактатов не отрицаю - это занятие развивает ум. Тем не менее, сама философия обычно предпочитает пересказывать всё то, что говорили философы прошлого вместо того, чтобы четко формулировать декларации, которые она считает верными на сегодняшний день. А поскольку философы прошлого редко когда солидаризировались в декларациях, а по большей степени тянули воз в разные стороны, то философия на нынешний день предельно эклектична, представляя собой великое множество противоречащих друг другу утверждений (как правило, принадлежащих перу разных философов). Именно поэтому учебники по философии подсовывают учащимся вместо философии ее историю, забывая, что мнения философов прошлого разноречивые - всегда есть возможность выбрать такого философа, высказывания которого подойдут для "подтверждения" совершенно любого желательного вывода, причем даже когда тот абсурден.
Но нынешнему состоянию дел диалектика устарела, как и все сочинения Гегеля
. Ибо во времена Гегеля наука находилась еще в зачаточной стадии, а над умами довлела логика Аристотеля и труды схоластов. А потому казалась (как и нашему Пелюлькину
), что до всего на свете можно дойти "правильными" рассуждениями, и, соответственно тому, доказать существование или отсутствие в мире любого объекта. Вот и создал Гегель свою диалектику целью скорректировать типичные недостатки человеческого мышления, приводящие к типичным ошибкам в умозаключениях. Но это уже не в рамках аристотелевской логики, а в рамках расплывчатости человеческих понятий (категорий мышления).
Объективно в мире нет ни сущности, ни явления, ни формы, ни содержания, ни качества, ни количества, ни прочих категорий, а есть лишь разнообразные материальные объекты. Тогда как вышеперечисленные категории являются лишь классификаторами, применяемыми к материальному миру. При этом только от человека зависит, какой классификатор он станет применять. В этом смысле выбор классификатора сильно похож на работу человеческого внимания, когда оно крупно выделяя что-то одно, отвлекается от всего остального. Например, когда мы говорим о количестве, то намеренно отвлекаем свое внимание от различий между объектами, полагая их множество однородным. После чего группы таких однородных объектов станут различаться между собой лишь количеством объектов в их составе. И вот тут-то и приходит время считать овец
. Напротив, если обратить внимание на различие между объектами, но у нас в уме сложится иерархия объектов по принципу их сходства/различия. и тогда вместо счета придется заниматься классификаций признаков. Вспомним для примера систему классификации растений, когда-то предложенную шведским учёным Карлом Линнеем, и которая до сих пор в ходу (даже вновь найденные виды растений называют в рамках разработанной им номенклатуры). И заметим, что он не кустики травы пересчитывал, а занимался биологической систематикой - классификацией признаков, как отличающих один отряд/семейство/род/вид/подвид от других, так и подчеркивающих сходство. Т.е. по сути дела занимался классификацией
качественных характеристик, и потому
количественными подсчетами не занимался.
В этом смысле о превращении количества в качество говорить не приходится, т.к. здесь переходят друг в друга не категории, а блуждает наше внимание от одного к другому. Примерно так же, как сосредоточение внимания на разговоре по мобильнику мешает вести автомобиль тем, что отвлекает внимание от дорожной ситуации. Однако мы не говорим о превращении управления автомобилем в разговор по мобиле.
Тем не менее, в нашем мире большинство явлений сильно зависит от наличия для этого ресурсов. По сути ресурсо-зависимость является следствием материальности нашего мира и принципа сохранения, который в нем главенствует, когда для возникновения чего-то нового требуются либо материальные, либо энергетические затраты. Из-за этого возникает ситуация, когда что-то не может реализоваться, если для его реализации не хватает ресурсов. Именно поэтому многие явления возникают скачком, ожидая момента, когда для этого накопится достаточно ресурсов. Однако далеко не всегда такое накопление происходит только по количественной шкале, т.к. для завершения "строительства" может не хватать не денег, не очков, а какой-то конкретной детали. И тогда качественный скачок наступит, но не за счет количественного роста, а за счет добавления нового качества, которого не хватало для полной сборки.