Корнак
Модератор своей темы
Старожил
Offline
Сообщений: 95522
|
Фрэнсис Бэкон
выдвинул идею энциклопедии, в которой все человеческие познания были бы упорядочены сообразно способностям души человека. История выступила бы в ней как дело памяти, поэзия — как плод воображения, а философия — как продукт рассудка. Ф.Бэкон по своему разделил философию на первую и вторую. Второй философией он назвал «натуральную философию», или экспериментальную науку, включающую в себя физику, механику, математику и магию.
Первая философия должна заняться разработкой надежного метода натуральной философии и, обобщая результаты эмпирических наук, сформулировать универсальные принципы познания и деятельности.
Бэкон решительно разрывает с античной наукой, представленной именами Аристотеля, Платона, Гиппократа, Галена, Евклида и Птоломея. По его мнению, эта наука была детской, не выросшей из пеленок, ибо ее положения не были как следует обоснованы вследствие произвольного скачка мышления от немногих частных случаев к самым общим выводам, из которых затем по правилам формальной логики древние пытались вывести все особенное содержание знания. Действительно, именно так поступала вся античная наука и средневековая схоластика, опиравшаяся исключительно на силлогистику Аристотеля.
Бэкон называет греческий способ мышления ложной индукцией и противопоставляет ей такой индуктивный метод, который, постоянно сверяясь с природой, ведет от от ощущений к наиболее общим принципам через т.н. «средние аксиомы», устанавливаемые экспериментальным путем. Этот метод и есть знаменитый бэконовский «новый органон», т.е. новый метод познания, призванный заменить аристотелевскую силлогистику, которая вместо реальных плодов принесла человечеству лишь шипы да колючки схоластических споров.
Поскольку, по Бэкону, в природе нет ничего действительного, кроме единичных тел, он убежден, что источник познания есть опыт, т.е. сама природа, а мышление человека служит лишь средством, позволяющим ему получить необходимый результат. Уверенность в этом делает Бэкона родоначальником эмпиризма Нового времени.
С его эмпирической точки зрения, изложенной в работе «Новый органон», человек есть «слуга и истолкователь природы, который действует и понимает ровно настолько, насколько постиг ее порядок делом или размышлением, а сверх этого он ничего не знает и ничего не может». Важно здесь то, что, по Бэкону, человек ничего не может знать, кроме природы. В этом сказывается главный недостаток всех эмпириков, начиная с Бэкона: будучи уверены, что они держатся лишь опыта, т.е. природы (характерное для эмпириков отождествление), но не обходясь все же без мышления (поскольку индукция — определенная форма умозаключения, т.е.мышления), они мыслят стихийно — не зная и, главное, не желая знать, как они мыслят. Они полагают, что стихийное мышление — это единственно возможный и даже единственно научный способ мышления. Лозунг Ньютона «Физика, берегись метафизики!» поэтому означает: физика берегись сознательного мышления!
Вход в царство человека, основанное на опытных науках, преграждают, согласно Бэкону, разного рода «идолы» — иллюзии и ложные понятия. К их числу прежде всего принадлежат «идолы рода», укорененные в родовой природе человека и уподобляющие человеческое мышление кривому зеркалу, которое отражает вещи в превратном виде. «Идолы пещеры» представляют собой заблуждения отдельного человека, связанные с особенностями его воспитания, привычек и склонностей. Они образуют как бы пещеру, куда свет природы проникает ослабленным и с трудом. «Идолы рынка» входят в души людей из-за их общения с помощью языка.
Слова и имена, чьи общепринятые значения устанавливаются сообразно взглядам толпы, подобно стертым монетам, исключающим эквивалентный обмен, препятствуют внятному сообщению и правильному восприятию мыслей. Наконец, «идолы театра» порождены создателями философских и научных учений, каждое из которых, подобно комедии, изображающей некоторый искусственный мир, уводит своих поклонников от реальной природы в царство выдумок и аксиом, принимаемых на веру. Опора на опыт была исторически еще и борьбой против авторитета и традиций — борьбой за свободу научного познания (и в этом — несомненная заслуга Бэкона перед человечеством).
Все эти идолы должны быть разоблачены и отброшены. Лучшее средство борьбы с ними Бэкон видит в индуктивном методе, дающем ключ к правильному пониманию природы.
Главная задача наук, следующих новому методу, состоит в увеличении наших возможностей изменять вещи, созданные природой, в соответствии с человеческими потребностями (цель познания для эмпирика, таким образом, исключительно практическая: теория — средство достижения благополучия). Достигается это путем познания законов природы, выступающих формальными причинами вещей.
Поиск форм вещей, или законов природы начинается с наблюдения возможно более широкого круга явлений с целью выделения в них общего и исключения различного. Полученные путем абстракции гипотезы, т.е. предположения о причинах явлений проверяются затем массой экспериментов, которые шаг за шагом должны отсечь все случайное в наблюдениях и вынудить природу выдать свою тайну.
«Самое лучшее из всех доказательств есть опыт, если только он коренится в эксперименте», - считает Бэкон.
Завершает проверку «experimentum crucis» (лат.) — перекрестный эксперимент. С его помощью выделяется одна из нескольких причин, обусловливающих формирование исследуемого явления природы как неразрывно связанную с ним. Она и есть закон природы.
Поскольку явления природы подчиняются ее законам, человек, познав законы, может стать господином природы и использовать ее в своих интересах (замечательное превращение слуги в господина!).
«Природа побеждается только подчинением ей», — провозглашает Бэкон девиз своего учения.
Знание и сила человека совпадают, ибо его деятельность затрудняет только незнание причин. |