опус от Винда
Разотождествление – отождествление.
В парадигме нагвализма есть три типа внимания, но мы затронем два: «Первое внимание» и «Второе». «Первое внимание» работает в процессе Правостороннего осознания, «Второе» в процессе «Левостороннего». В парадигмах других традиций мы так же наблюдаем дуализм: Фронтальное Сознание – Душа, Личность – Сущность, Личностное Сознание – Безличностное сознание. Мне не нравится использовать слово «Душа» в качестве термина, поскольку это слово несёт громадную и разнообразную, в том числе и религиозную, коннотацию. Я буду использовать пару: Ядро Сознания, или просто Ядро, и Фронтальное Сознание – ФС.
Нормальная позиция сознания – это отождествление себя с содержаниями сознания. Однако, довольно просто разотождествиться с содержаниями сознания и отождествиться с Фронтальными Сознанием (Личность, психика…). Метафора отождествления в этой позиции: «Я есмь». Ещё эту позицию называют: Наблюдатель. В этой позиции можно направить внимание на содержания сознания. Можно направить внимание на себя и в этом случае переживается состояние «Чистой субъектности» - то есть внимание без восприятия, или отождествление без восприятия. А можно отключить внимание и отождествление и переживать состояние «Паузы». У Кастанеды всё это «Правостороннее осознание» или по-другому «Первое внимание».
При сдвиге Точки Сборки влево мы попадаем в позицию, которую, как правило, называют Свидетель. У Кастанеды это «Левостороннее осознание», или «Второе внимание». Метафора этой позиции: «Я есть Воля». Надо сказать, что если «Первое внимание» это метафорически точка в пространстве, достаточно жёстко зафиксированная, и как результат формирующая вполне определенное восприятие, то «Второе внимание» условно бесконечное пространство вокруг этой точки с бесконечным количеством точек/позиций, с бесконечным же количеством вариантов восприятия. Можно сказать, что вне рамок какой-то определенной традиции «Второе внимание» у каждого своё. Переход в эту позицию - отождествление своего сознания с этой позицией. Из этой позиции так же можно направлять внимание вовне, на себя, и отключать. Если продолжать сдвиг ТС ещё левее, мы попадём на левый край человеческой полосы и испытаем блаженство, единение с Богом……. У Кастанеды это состояние хорошо описано. С ним так же хорошо знакомы истинно верующие люди, йоги, буддисты и прочие эзотерики. Я захожу туда иногда, но не вижу смысла там задерживаться надолго.
Есть ещё одна позиция, хорошо описанная у Ауробиндо, но совершенно не затронутая у Кастанеды. Это позиция сознания «вверху». У Ауробиндо она называется «Супраментал». По сути, это расширение/усиление/развитие ФС, а точнее расширение не всего ФС, только верхнего «ментального» слоя. В этой позиции также можно отождествиться и направить внимание наружу и на себя. Характерная особенность данной позиции, что в ней полностью отсутствуют «фигуры», тут их просто невозможно развернуть, и процесс мышления, если он есть, происходить исключительно «Смыслами». Собственно, именно по этой особенности легко опознать нахождение в этой позиции. Когда нам необходимо сформировать чистый «Смысл», например, в целях управления событиями, нет ничего более удобного, как сделать это в данной позиции. У каждой позиции есть своё «пространство». Довольно интересного эффекта можно достичь, смещая Ядро в пространство ФС или в пространство «Супраментала», при этом Ядро смещается вместе со своим собственным пространством. Наиболее, ИМХО, ресурсное смещение именно в пространство «Супраментала». Именно в этой позиции, опять же ИМХО, наиболее эффективно управлять событиями. Тут связь с Абсолютом я ощущаю наиболее отчётливо. «Намерение» удобней всего формировать тут, сместив Ядро вместе с Волей в пространство Супраментала.
Механизм отождествления лежит в основе эмпатии и может быть, с помощью специальных технологий, усилен/расширен до «чтения» людей, животных, растений и неживых объектов. У психонетиков есть технология «Тело внимания», а я когда-то независимо сконструировал свою, и назвал: «Смыслы человеков». Надо только понимать, что информация приходит не в виде форм, и тем более слов, а в виде амодальных «Смыслов», как, впрочем, и при любых взаимодействиях за пределами «Первого внимания», отсюда и моё название: «Смыслы человеков». И эти «Смыслы» ещё надо корректно развернуть в форму. «Смысл дерево» папуас развернёт в пальму, житель средней полосы в берёзу, а якут в лиственницу. «Смыслы» же уникальных культурных особенностей разнообразных этносов развернуть корректно вообще проблематично, а «Смыслы» животных и растений только простейшие.
Вернемся к отождествлении себя в позиции ФС, то, что Ксендзюк обозначил как позицию «Наблюдатель». По Ауробиндо ФС состоит из трёх слоёв/аспектов: физический, витальный и ментальный и трёх оболочек, так же: физической, витальной и ментальной. Внутренние слои/аспекты почти те же, что и у Гурджиева, только у него это центры. В позиции «Наблюдатель», есть возможность наблюдать за содержаниями сознания. Если не прилагать дополнительных усилий, то наблюдение происходит из ментального слоя ФС и лишено эмоциональной и чувственной окраски. Чтобы содержание сознания проявило эмоциональный контекст, необходимо либо отождествиться с Витальным слоем ФС, либо распространить отождествление не только на ментальный слой, что происходит автоматически, а на все слои ФС. В целях исследования можно отождествившись с любым слоем, направить внимание на какое-нибудь содержание сознания и наблюдать измерение восприятия этого содержания в процессе последовательного перемещения по слоям. Примерно так же можно двигаться по оболочкам за единственным исключением, объект должен находиться снаружи, внутренние содержания для этого не годятся.
Из позиции Свидетель так же можно наблюдать за содержаниями сознания. Однако здесь уровень отстраненности намного больше, чем из позиции Наблюдатель. Можно сказать, что если из позиции Наблюдатель, а точнее из ментального слоя ФС содержания сознания воспринимаются как свои, но не имеющие значения, то из позиции Свидетель содержания сознания воспринимаются как чужие.
Ровно так же можно двигаться/отождествляться по внутренним слоям Ядра: Атман, Буддхиальный слой/тело и Каузальный слой/тело. Однако здесь всё намного сложнее. По сути, разговор о сдвигах ТС уже в левостороннем осознании. Полагаю, что примерно так же как в случае с позицией Наблюдатель, когда сознание автоматически занимает ментальный слой, так же и в случае с позицией Свидетель, сознание фиксируется в позиции Атмана. Это приводит к тому, что большинство практиков отмечает полное отсутствие эмоций и чувств в этой позиции в отношении содержаний сознания. Однако точно так же как и в случае ФС, если сместить отождествление в Каузальный слой, или консолидировать все слои Ядра, можно обнаружить не эмоции, но чувства. Во всяком случае, мне удается фиксировать реакции в виде страха и любви, а так же что-то близкое к эмпатии/сочувствию/состраданию. Кроме того, ИМХО конечно, тут я ощущаю интенцию в виде стремления к свободе. Ну и про блаженство при смещении влево я уже писал. А вот эмоций мне обнаружить тут не удалось.
Одновременно можно разделить отождествление на два направления, на Ядро и на ФС. При этом центр тяжести можно как разместит посередине, так и сместить в любую сторону. При смещении «центра тяжести» в сторону ФС, Ядро воспринимается как некий пассивный Свидетель, при смещении «центра тяжести» в Ядро, ФС воспринимается как объект наблюдания.
Разделив отождествление между Ядром и ФС и, направив внимание на содержания сознания, можно наблюдать процесс восприятия Фронтальным Сознанием. Некоторые называют этот процесс восприятие восприятия. Однако если не консолидировать слои ФС в единый конструкт, что позволит подключить эмоциональный контекст, восприятие будет мало отличаться от просто восприятия события из позиции Свидетель. Я не могу сказать, действительно ли происходит раздвоение отождествления между двумя позициями или просто быстрое переключение, но интенсивность восприятия однозначно падает по сравнению отождествления в одной позиции. Похоже, банально не хватает ресурса. Тем не менее, у Кастанеды описан случай нахождения одновременно в двух позициях и одновременного восприятия из каждой позиции.
Так же можно разделить отождествление между позицией Ядра и Супраментала.