Тема ММХ о чувстве жалости к себе всколыхнула воспоминания... о других детях..которым мешает пристальное внимание к своей персоне.
Некогда одна очень уважаемая мною женщина, посмотрев мои картины удивилась... так много глаз! Столько внимания... ты ощущаешь себя словно на сцене, окружена зрителями.. но это чужое пристальное внимание тебе мешает и ты только и делаешь, что ищешь способы от него скрыться.....
Я никогда не рассматривала своих картин под таким углом. Однако, в ее словах была истина... которая никогда не оформлялась до этого в моем сознании в четкую форму, в четкую мысль.
До того момента я никогда не задумывалась об этом.. о чужом внимании.
И в самом деле, мне всегда было важно внимание только одного человека... того, кого я выбрала. А все остальные зачастую мне только мешали или раздражали почти физически.. К теме ММХ - " Чувство жалости к себеПо мере роста ребенка, взросления, это внимание редеет. Ребенку внимания уделяют все меньше и меньше, и само качество этого внимания падает. И так как ребенок, его формирование, рост и развитие его первого внимания, нуждается во внимании - ребенок вполне естественно начинает искать способы привлечь к себе внимание.
Одним из самых эффективных таких способов, не только обратить на себя внимание, но и увеличить его концентрацию - это заболеть.
Сделать себе плохо, больно, попасть в беду - и тогда тебя сразу пожалеют, сразу обратят на тебя все свое внимание. Сразу бросятся помогать и утешать, даже если по ситуации, всем было вообще не до тебя.
И ребенок, опираясь на свою детскую психику, начинает бессознательно использовать это.
Так и рождается стремление себя жалеть, которое с возрастом, не исчезает, а наоборот, развивается и крепнет.
Не всем детям нравится болеть. Не всем требуется излишнее внимание.
Есть и другие дети, которым непрерывная забота и постоянное внимание очень даже мешает. Они мечтают от него избавиться. Или снизить это неусыпное бдение. Осюда все эти побеги или как минимум усыпление внимания взрослых, что бы под шумок делать то, что взбредает в голову.. обычно это познание окружающего мира, которое ограничивается теми бдящими взрослыми. Ну или кем то одним из взрослых, кто большую часть времени проводит с ребенком.
Дикие противоречия в ребенке могут появиться, если один из взрослых, чьего внимания он добивается, не может ему уделить. А вот второй, которого ребенок не столь высоко ценит - неусыпно следит за ним и мешает шалить..
Любовь к одному держит, ненависть ко второму - гонит... то есть побег отклоняется, любовь перевесила все,. И ребенок пытается терпеть..
Во имя любви..
Однако раздирай порой может достичь очень сильного накала внутри. И ребенок может серьезно задуматься о том, что бы покончить с собой.. назло надзирателю. И в наказание любимому.
Хотя любовь к последнему может и удержать ребенка от Поступка. И дальше внутренних переживаний ддело не пойдет. Однако на характер ребенка - повлияет.
Надзиратель еще сильнее презирается и обесценивается. С ним идет постоянная борьба и попытки отвлечь его внимание. Что бы безнаказанно выкинуть что то свое.. обычно запрещенное надзирателем. Это месть. И наказание. Потому что по другому ребенок бунтовать не может. Особенно если жалобы любимому и ценному родителю ни к чему не приводят. Либо тот не в силах повлиять на надзирателя.
Слабее по иерархии.
Шалости в виде мести - это наказание надзирателю. Выставление его дураком. Защита любимого, но ослабевшего авторитета ( другого родителя).
Дети вообще не простые существа. И не все из них склонны сидеть и жалеть себя. Или болеть, вызывая внимание. Некоторые как раз таки ненавидят болеть. Потому что тогда к ним обращено столько внимания, что они не знают куда от него скрыться.. как шалить ( изучать постигать мир), если за каждым твоим пуком следят и немедленно суют таблетку или градусник?
Да и у этих детей со временем разовьется чувство жалости к себе. Но мотивы его появления несколько иные.
Он будет жалеть себя, если ему не удасться обвести вокруг пальца надзирателя ( цензора). Либо его поймали с поличным и поставили в угол или как то еще наказали. И проблема тут уже не в цензоре. Или в чьем либо внимании. Скорее ребенок понимает что он не идеальный.. не идеальный хитрец...
Тут скорее не жалость к себе развивается, а падает самооценка.
Если цензор подключит к наказанию и второго, любимого и самого ценного в детском представлении родителя, то к чувствам ребенка примешается стыд. Стыд, потому что любимого человека взрослого ругают из за него. Из за его промашки.
Ну и тут же появляется неосознанное чувство вины. Виноват, подвел.. мой трюк по отвлечению внимания оказался не идеален..
Я вот вообще задумалась, а с какого времени и с какого события я впервые пожалела себя. Так что бы прям по кастанеде.. по книжному..
Типа вот какая я бедненькая и несчастненькая, и меня никто не любит, и как меня жалко..
В детских воспоминаниях я хорошо помню разные чувства... но не это.
Там были страх, злость, ненависть, аппатия ( сдача позиций перед ненавистным авторитетом), даже не желание жить. Так как хотелось большей свободы.
Помню разочарования в себе. И зависть к другим. Помню обиды, признание у других талантов, которые у меня были столь же развиты. Однако не замечались. Или обесценивались.. а вот у других чужих детей - ценились.
Помню нечто похожее на стыд. Так как сделал что то не то, зная что это табу. И не одобряется любимым авторитетом. Как в книге про Тома Сойера - " тетушке влетит, тетушка расстроится, а ей неприменно раскажут".. да надо отметить, стыд появлялся именно тогда, когда не оставалось сомнений, что проступок будет доведен до сведения любимого взрослого. Любимого родителя.
Жалость к себе как таковая выросла из неуверенности в себе. Чем больше этой неуверенности становилось, тем четче она, жалость эта к себе, как к никчемности - развивалась.
И расцвела пышным цветом уже в переходный период. Когда взыграли гормоны. И так важно было уловить внимание того, в кого ты тайно влюблен.
Так что думаю, жалость к себе в нас так же растет и развивается, как и любой другой психический процесс или комплекс.
Это не продукт одного дня. И не нечто в нас инсталлированное извне.
Хотя..
Конечно если родители с детства иначе обращаются с ребенком, потакая ему в его шалостях и жалея его по любому поводу, то наверняка и он сам к этому привыкнет, и далее начнет играть сам.Даже если взрослых не будет по близости.
Самое близкое к жалости к себе из раннего детства - это расставание с любимым взрослым. Самым ценным для меня человеком.
Когда меня оставляли в детском саду или яслях, то вынуждены были сажать на шкафчики, чтоб я не мешала тому человеку уйти. Чтоб не висла на нем со слезами и воем.
Потом, когда человек благополучно уходил меня заплаканную и все еще хлюпающую носом и тихонько подвывающую - опускали на пол. В детский коллектив ( боюсь и представить какими чувствами наполнялось сердце родителя, так как он отнюдь не был бесчувственным чурбаном. Но вынужден был работать, а не сидеть со мной).
Вот в те моменты, на шкафу, я безусловно чувствовала себя самым несчастным существом в мире. Однако, как только человек скрывался из поля моего зрения, а вокруг появлялась компания сверстников - все эти щемящие чувства безмерного одиночества - исчезали. Их сменял интерес.
Но даже там на шкафу сидя я не думала о том, какая я бедненькая и несчастненькая. Я переживала разлуку. Отрыв от " сиськи" образно говоря. Я переживала чувства. Энергетический разрыв. Недостаток тепла. Его сменял холод безразличных ко мне людей, делающих свою работу. Отсутствие чувственных привязок..
А вовсе не ментальную ерудну, которая появилась позже.
Я хочу особо отметить разницу между тем что мы реадьно чувствуем и тем, чем мы себя " разжигаем изнутри" мысленно, направляя наши эмоции в нужное русло.
То есть став взрослее, не получив чего то от других, я могла сесть и разбавлять реальные чувства неудовлетворения другими и собой ментальной бодягой. Которая и вызывала из недр психики к жизни все те же детские переживания, те же Чувства.
Хотя в данный момент таких чувств моя персона не испытывала.
То что паренек, который приглянулся - увлекся другой девченкой - это удар по эго, по собственным представлениям о самом себе.
А у маленьких детей, этого представления просто нет еще.
И их чувства и переживания не замутнены ментальной мастурбацией. Как это делают люди постарше.
Однако когда эго получило удар, узнав, что некий избранец предпочел обратить внимание на другую девчонку , начинает сомневаться в себе.
А потом, плавно переходит к тому детскому образу самого себя, чисто страдающему от разрыва с любимым и ценным человеком ( родителем).
Именно перепроживание тех первых сильных чувств - и возвращает эго. Тем самым усиливая значение данного момента.
Парень, который без понятия, что он тебе нравится, спокойно дергает за косы другую девченку. А потом провожает ее домой, неся ее портфель..
Страдающее эго просто наблюдает картину. Оно никак не причасно к происходящему... однако оно столь огромного мнения о себе, что сам факт, что объект любви уделил внимание другому человеку - просто непереносим. Разрушает пьедистал, на котором это эго расселось...
Я считаю, что именно поэтому у Кастанеды говорилось, что жалость к себе - буквально напрямую связано с важностью себя. Того самого эго. Оно начинает себя жалеть, если уязвлено. Оно делает все, лишь бы не слетать с пьедистала, на котором воссело.
Часто можно наблюдать, что такой склонный постоянно жалеть себя тип - для кого то другого, попавшего в его власть - становится великолепным тираном..
Жалея - он себя возвышает за счет мучения и унижения кого то другого. Самоутверждается таким образом..
Образно говоря, такое самоутверждение возвращает эго на трон, с которого оно постоянно сползает, ввиду фактического несоответствия своим же представлениям о самом себе..
Но это уже тема - о тиранах, жертвах других жертв..