- В Галактике миллионы планет и звезд.
- Когда вы поймете, то размер не имеет значения? Даже что-то очень важное может быть очень маленьким.
- Насколько маленьким?
- Размером с орех или камушек.
...
Галактика - лучший источник
субатомной энергии в космосе.
Если она достанется жукам,
всем Аркиллийцам крышка.
Люди в Черном
Это типа эпиграф
к новому разговору. А разговор у меня будет такой. Давайте взглянем правде в глаза и поймем, что нам не то что в другие галактики, но и до ближайшей к нам звезды (Проксиме Центавра) никогда не добраться. И дело тут даже не в том, что субсветовая скорость технически недостижима, а уже в том, что нам, вауолям с биологическим гелем
, попросту не выдержать больших ускорений (скажем, свыше полутора g на протяжении долгого времени), и никакой анабиоз тут нам не поможет. А это означает, что до субсветовых скоростей нам пришлось бы разгоняться очень медленно и долго, а затем на полпути точно так же медленно тормозить. Т.е. тут две невозможности накладываются друг на друга, полностью закрывая нам путь в далекий космос.
А раз так, то следует здраво оценить, стоит ли овчинка выделки. Если к далеким звездам нас тянет исключительно любопытство, то надо посылать туда роботов (не таких примитивных, какие есть сейчас, а роботов будущего). Т.е. в этом случае совершенствование робототехники - более эффектный путь решения этой проблемы.
В том случае, если мы хотим найти планету с подходящими условиями для жизни (климатом и тяготением), которую могли бы заселить, то эта задача решается несравненно с меньшими затратами времени и энергии, поскольку в Солнечной системе полным полно планет и их спутников, пригодных для терраформирования. Иными словами, даже малой части той энергия, что требуется для полета на расстояния порядка световых лет, за глаза хватит для того, чтобы подогнать приглянувшуюся нам планету или спутник другой планеты поближе к Солнцу, выведя ее на такую орбиту, чтобы климат на ней стал таким, как нам надо.
И, наконец, есть еще Венера, которую можно даже с места не сдвигать, а лишь ускорить ее движение вокруг своей оси и удалить/связать часть атмосферы, чтобы понизить избыточное давление. Например, отправить избыточную углекислоту на Марс
, чтобы спровоцировать там парниковый эффект, который на Марсе оказался бы полезным. По нынешним возможностям такого плана задачи пока не выполнимы, но надо понимать, что полет к далеким звездам многократно труднее!
По всем этим причинам у нас нет большого резона углубляться в далекий космос, поскольку ситуация здесь такова, что сделать требуемое своими руками выходит гораздо дешевле, чем искать это уже готовым в далеком космосе. А отсюда и интерес к далекому космосу можно было бы притормозить без особых потерь.
Что же касается "других миров", то на мой взгляд, их стоит искать в микромире, а не в супергалактических масштабах. Тем более что микромир совсем рядом с нами, а потому туда и не надо долго лететь. Конечно, с одной стороны "мы там не поместимся", но это еще как сказать. Ниже поясню эту мысль.
Есть у меня знакомый академик украинской академии наук
- Олег Орестович Фейгин. Знакомство заочное, т.е. он участник форума КП (
http://quantmag.ppole.ru/forum/index.php?topic=586.msg33126#msg33126). Вспомнила я сейчас о нем в той связи, что он написал много научно-популярных книг, в том числе и про космологию (как под своим собственным именем, так и под псевдонимом Олег Арсенов). И в том списке, что по ссылке, его книги тоже есть. Так вот в одной из этих книг (конкретно не припомню, т.к. все они у меня бумажные, а в электронном виде их у меня нет - в то время были недоступны) есть такое описание нашего мира, что он тоже "снаружи" выглядит как элементарная частица, подобная прочим, тогда как изнутри выглядит, как макрокосм. По сути это ничему не противоречит, так относительность способна распространяться и на пространство. Т.е. не только время может иметь в автономных системах свой локальный темп, отличный от других систем, но и пространство в таких системах тоже может иметь габариты, резко отличающиеся от прочих. Такое явление можно обобщить, сказав, что обособление систем друг от друга лишает возможности сравнивать параметры их пространства-времени между собой. То бишь, как только автономия достигла той степени, когда взаимные корреляции между мирами угасли, далее имеем независимые системы, которые сравнивать между собой некорректно. Т.е. вполне может статься и так, что для нас электрон является мельчайшей микрочастицей материи, тогда как из мира, находящегося внутри этого электрона, микрочастицей может выглядеть вся наша Вселенная!
Идея здесь примерно такова, что каждый мир ЗАМКНУТ. Но замкнут не в скорлупу, которую нельзя пробить ломом, а замкнут в том же смысле, как замкнута сама на себя поверхность объемного тела, когда совсем небольшая кривизна у плоскости превращает ее в замкнутую систему без начала и конца.
Уже сейчас полагают, что у элементарных частиц существуют "скрытые измерения", которые "коллапсировали". Это выражение следует понимать так, что они "замкнулись" сами на себя в том самом смысле, когда внутри самой частицы они себя проявляют, а снаружи не проявляются никак.
Отсюда вытекает и такая гипотеза, что время в нашей Вселенной тем и отличается от пространственных координат, что по пространственным координатам мир замкнулся, а по временной координате еще нет. Или, как альтернативный вариант - замкнулся по времени, а про пространству еще не замкнулся. Хотя мне чуточку больше нравится первый вариант, т.к. он лучше объясняет, отчего снаружи не видно, что наш мир такой большой
.
Можно предположить, что именно во всем этом и состоит тот предел, не позволяющий нам проникнуть в микромир еще глубже. Ибо всякий раз, когда мы пытаемся это сделать, микрочастицы не расщепляются на части, а лишь рождаются новые. Причем обычно того же типа, что были известны прежде. Причем физический вакуум в этой ситуации выглядит так, как будто он тоже состоит из бесконечного сонма миров, которые ... тоже замкнулись, но уже полностью! Именно поэтому с помощью больших энергий из вакуума можно выбивать материальные частицы - здесь за счет приложенной энергии и субсветовых скоростей соударяющихся частиц удается разомкнуть какие-то из ранее замкнутых размерностей, чем и сделать эти частицы для нас наблюдаемыми.
По этим причинам, сколько бы мы ни путешествовали по космосу, других миров мы там обнаружить не сможем. А вот Большой Адронный Коллайдер сможет
.