Для аутистов в осознанность особой дороги нет. Т.е. аутизм касается только взаимоотношений человека с другими людьми и связанное с этим перераспределение внимания с социальной сферы на предметную.
Я бы даже назвала аутизм усиленным вариантом интравертности. Определение этого понятия тут:
Однако интравертность всё еще считается вариантом нормы, а аутизм уже патологией, поскольку вызывает проблемы с социальной адаптацией.
Если вы проявляете интерес к аутизму не как к болезни, а к его применению в сфере ... магии
, то советую вам почитать тему "Аутизм - с чем его едят?" на Омовнике и мое в ней выступление -
Прежде всего, хочу предостеречь от идеализации аутизма, представляя его "благородной болезнью", трансформирующую человека в супермена. Т.е. что-то типа "проказы" из книги братьев Стругацких "Гадкие лебеди". Не стоит впадать в экстаз и носится с воплями: "дети-индиго - наше светлое будущее!".
Аутизм - это, прежде всего, патологическое отклонение в развитии. Тем не менее, как говорится, "не бывает худа без добра". Помните стишок? - "Мне мама в детстве выколола глазки, зато теперь я нюхаю и слышу хорошо". Вот так же получается и с аутизмом - будучи лишенным одних качеств, аутист компенсирует это развитием других.
Тут главное понять, что
состояние нашего сознания (в том числе психики и др.) это сложный компромисс взаимно противоречивых требований, диктуемых жизнью. Из-за чего человеку приходится буквально балансировать на острие противоположных опасностей. Здесь, в частности, мы имеем тот баланс, что увеличение "общительности" приведет к сильной зависимости личности от других, а снижение ее приведет к нарушению эффективности контактов человека со своим (социальным) окружением. То и другое чревато. Плохо быть как марионеткой в руках окружающих, так и букой, неспособной к общению.
Здесь баланс представляется чем-то вроде золотой середины, обеспечивающий выживание. Однако люди подчас специально идут на перекос подобных балансов с целью извлечения какого-то конкретного профита. Например, готовых идти на добровольное отшельничество, подобно Шелтопорогу
. Или система разделения труда в социуме тоже сводится к тому, что члены общества "перекашивают" свой баланс в пользу профессиональной деятельности. И тут следует понять, что баланс соблюдается "для здоровья", а любые выдающиеся достижения получаются в состоянии предельно достижимого крена. Вот и трансформацию личности по дону Хуану тоже можно отнести к случаю "предельного виража", когда психика достигает порога, близкого к умопомешательству. Тем не менее, именно на таких виражах открываются те нестандартные возможности человека, которые в состоянии равновесия недостижимы. Как говорится - "кто не рискует, тот и не пьет шампанского".
Феномен аутизма интересен еще и тем, что проясняет не только некоторые механизмы социального взаимодействия между людьми, но и взаимоотношение человека с миром в целом. Именно поэтому этот случай представляет интерес для прокастанедовских традиций.
Ситуация такова, что образы людей и животных в нашем сознании являются не просто образами, наподобие картинок, а представляют собой полноценные модели. Т.е. мозг не просто отражает такие объекты, а моделируют их.
Модель - это НЕ статическое описание объекта, а динамическая ("интерактивная") система, похожая на программу, которая реагирует (или как-то еще проявляет свою реакцию) подобно тому объекту, который она моделирует. Понятно, что динамические модели создаются только в отношении объектов, способных к действиям и ответным реакциям.
На протяжении своей жизни люди, как правило, моделируют всех своих знакомых, домашних животных, а порой даже бытовые устройства, имеющие органы управления. Почти каждый человек, без запинки или каких-либо усилий, способен предположить, как бы поступили в данной ситуации или ответили на заданный вопрос его отец, мат, брат, сестра, друг, подруга, начальник, коллега и т.д. Тут дело тоже в том, что за время длительного общения у людей формируются модели своих знакомых, причем тем более адекватные реальности, чем длительнее и интенсивнее были контакты. Здесь создаваемая сперва приблизительная модель проходит длительный процесс шлифовки и подгонки под данную кандидатуру. В этом процессе реакции, проявляемые мысленной моделью, приобретают все большее сходство с оригиналом. В пределе модель может приближаться к оригиналу ровно до той степени, в которой оригинал вообще может быть предсказуем.
Интересно, что попадая в сновидение, мы визуализируем свои модели известных нам людей на фоне модели мира. Поэтому с каждой из этих моделей можно поговорить, как с живым человеком
. И тут вряд ли они не преподнесут вам никакой-то сюрприз, поскольку эти образы буквально сотканы нами по образу и подобию реальных персонажей.
Казалось бы, все хорошо и даже отлично, однако есть одно горькое но. Эти модели живут в нашем мозгу практически как альтернативные личности (субличности). Это означает, что те нейроны коры головного мозга, которые занимаются таким моделированием, получают своего рода автономию от нашей собственной личности. Т.е. в каком-то смысле эти участки мозга продуцируют
чужое сознание. И пусть оно и упрощенно-модельное, существенной роли это не играет. Ведь у нас в голове подобную автономию получает не единичный участок мозга, а огромное их количество, равное числу тех людей, в отношении которых у нас сформировались определенные ожидания. И это не только ваши знакомые, но и исторические песонажи типа Ленина-Сталина-Гитлера, герои книг-фильмов-сериалов-телепередач и т.д. Вот сходите вы на кинофильм "Аватар 3D", а вернетесь с новыми жильцами в своем сознании
. Точнее говоря, уже не в вашем сознании, а в их, поскольку однажды сданные в аренду субличностям площади назад не возвращаются. Никогда!
Говоря о нашей зависимости от социума, надо заметить, что влияние социума на каждого из нас происходит обычно не так, чтобы собрались реальные люди и нас насильно к чему-то принуждали или осуждали. Все гораздо проще и страшней - это хор моделей-субличностей в нашем мозгу начинает истошно вопить, демонстрируя нам свои далеко не лучшие намерения. Вот это и есть та самая "оглядка на окружающих", от которой так трудно избавиться из-за того, что это находится внутри нас самих. И что бы вы ни делали и чем бы ни занимались, вы не только всегда будете под гласным надзором всех тех субличностей, которых вы в себе породили, но вам и не укрыться от мнений, высказываемых ими. Именно они одергивают вас при совершении одних поступков и одобряют при других.
В пределе социальный человек это тот, кто "раздал" сознание модельным субличностям до той степени, что их рой определяет буквально любой его поступок "большинством голосов". Демократия, бля
. А голос его собственной личности теряется в том множестве мнений, которые "высказывают" модельные субличности. Заметим, что среди модельных субличностей далеко не всегда бывает единство мнений. Из-за этого социальный человек порой буквально корчится под давлением противоречивых побуждений.
И не надо самонадеянно думать, что к вам это не относится, если вы прочли Кастанеду и встали на "путь трансформации". Ничего подобного! После прочтения Кастанеды в вас в мозгу образовалась модельная субличность ... дона Хуана
, которая, хотите вы того или не хотите, то одобрительно кивает головой, а то осуждающе ею качает. Вот даже плюсы и минусы в карму на здешнем форуме раздаете не вы, а субличности, в вас поселившиеся
. Спрашивается, кто это мне столько минусов в карму запузырил? - А это тот самый фантомный дон Хуан - ну не нравится ему, что я пишу, и всё тут
.
Однако ж вернемся к нашему аутизму и взглянем на него с учетом того, что я только что рассказала. При этом окажется. что аутисты отличаются от психически здоровых людей, главным образом, тем, что у них нарушено формирование моделей-субличностей. Т.е. вместо полноценных моделей, обладающих свойством активной автономии, образуются лишь образы, наподобие тех, которые формируются неживыми объектами. Таким образом, можно сказать, что аутист относится в окружающим его людям, как предметам. При этом их качественные характеристики учитываются совершенно нормально (одного человека от другого аутист прекрасно отличает), включая в себя все остальные характеристики этих людей, такие как агрессивность, доброта, ласковость, злость и т.п. Вот только до уровня моделей эти образы явно не дотягивают, поскольку не обладают "интерактивностью". Т.е. с точки зрения аутиста люди непредсказуемы, а потому общение с ними для него крайне напряжно. А вот предметный мир, напротив, привлекателен своей определенностью и отсутствием неожиданности.
Как следствие такого положения вещей, аутисты имеют, как правило, цельную личность, которую не раздирают на части мнения субличностей. Они редко сомневаются в том, чего хотят и почему. В своих поступках действуют без оглядки на (возможное) мнение окружающих, хотя зачастую способны вполне нормально оценивать угрозу, исходящую от других людей. Только такая угроза выглядит в мыслях аутиста не как пьеса в лицах, а типа как знание, что крапива жжется. Тем не менее, аутист способен к состраданию к другим, но это сострадание выражено лишь в том, что он ставит себя на чужое место. Представления о том, что у других людей могут быть какие-то свои, отличные от его собственных, интересы или желания, у аутиста крайне ограничены. Т.е. такое несходство он замечает, но не в состоянии догадаться о том, что движет в данный момент другим человеком.
Если у вас есть знакомые, у которых ребенок (или подросток) - аутист, вот вам полезные советы. Во-первых, НИКОГДА не понуждайте его здороваться с вами. И даже откажитесь от провокации, здороваясь первым. Аутист не понимает ценности ритуала здоровканья и он для него тягостен. И не потому, что ему трудно сказать "здрасти", а потому, что он не понимает, что при этом от него хотят.
Если вы не частый гость и не друг семьи, не выказывайте неудовольствия при попытке ребенка спрятаться от вас (уйти в другую комнату). Поймите, что это вовсе не от того, то он к вам плохо относится. Просто приход чужих дядей и тетей воспринимается как землетрясение или извержение вулкана в ранее спокойном и обжитом мире. По этой же причине не заставляйте ребенка-аутиста сидеть с вами за одним гостевым столом. Вы даже представить себе не можете, как для него это тягостно! Отложите ему еды и отнесите в его комнату. Пусть он там ест в свое удовольствие.
Если хотите подружиться с ребенком-аутистом - принесите ему подарок. Всего несколько произнесенных слов по поводу свойств подарка и тут же отойти, оставив его наедине с вашим подарком. И не вздумайте пытаться вместе с ним этим подарком играть! Хотя если подарок это позволяет, то в течение не более минуты можно произвести экспресс-демонстрацию, после чего спешно покидайте его территорию. И вот еще - желательно не покупать аутистам кукол (как человекообразных, так и животных) - они не умеют играть такими подарками. Сейчас много других подарков для детей, когда нажимая на рычаг или кнопку, игрушка издает звуки, мигает лампочками и т.п. Машинку подарите
. Только желательно не из "цельного куска мрамора", чтобы там дверцы открывались, колесики крутились. Трасформера подарите!!! - это очень хороший подарок. В общем, я полагаю, идея тут ясна. Ну а дружбы ваша будет поначалу заключаться в том, что ребенок будет ждать, когда придет тетя, которая приносит трансформеров
. И чур, не обижаться, когда ребенок-аутист выхватит у вас из рук игрушку, а на вас не обратит никакого внимания. А тем паче не скажет спасибо. Для него это нормально.
И лишь со временем, когда ваше появление в доме будет вызывать в ребенке не страх, а радость, можно будет пойти на прямой контакт. Этот контакт выглядит примерно так. На примере того же трансформера продемонстрирую. Приносите завернутого в бумагу трансформера в каком-то промежуточном недособранном состоянии и картинку (такая к большинству трансформеров прилагается), где нарисован трансформер в сборе. И грустным голосом говорите, что пробовали сами собирать, но у вас ничего не получилось. Мол, если у тебя (обращение к ребенку) раньше удавалось такие штуки собирать, то может быть и этот сложный случай сможешь одолеть? (Смотреть на трансформер, а не на ребенка!) Ребенок уходит с игрушкой в свою комнату, а вы продолжаете распивать чаи на кухне с его родителями. Получится очень удачно, если ребенок сам придет к вам на кухню и покажет вам собранную игрушку. Выразите удивление и попросите (одной фразой) показать, как это у него получилось. Будет большая удача, если он вам это покажет. И на этот раз этим ограничтесь.
В последующие разы можно будет принести отвертку и продемонстрировать ребенку починку сломанного трансформера. Тем более, что они очень легко ломаются. Делать это надо не в его комнате, а на "нейтральной" территории. Если вы починять трансформеры не умеете, то потренируйтесь у себя дома. Купите пару одинаковых трансформеров, оставив у себя копию того, который дарите ребенку. Именно его деталями вы и будете починять трансформер ребенка
. При этом желательно в прошлый визит выяснить (через родителей), что у какой игрушки поломалось, чтобы заранее запастись требуемой запчастью. Можно даже подарить отвертку ребенку, если он уже подросток - пусть поковыряет свои игрушки - польза от этого будет.
Если со временем удастся довести его до ролевых игр (игровые приставки), то дело, считайте в шляпе. Управляя виртуальными персонажами ребенок-аутист очень быстро приобретает навыки, необходимые ему для жизни в обществе. Только торопись события не надо. Слишком рано приобретенная игровая приставка может вызывать отторжение, тогда шанс будет потерян.
И, наконец, отбросьте надежду, что ребенка-аутиста можно превратить в нормального. Нормальный из него не получится, но эффективно скрывать свою ненормальность он вполне сможет научиться. И тогда в жизни он не пропадет, т.к. на ненормальных куда больше спрос, чем на нормальных
.
22-12-2009