<font size=4>Научной метод в духовной практике </font> Введение Многие склонны рассматривать к религию как к нечто принципиально ненаучное, как слепую веру, которая никогда не утруждает себя доказательствами… Но в реальности – религия не есть слепая вера, изначальный смысл религии - это движение человека к Богу, поиск Истины, преобразование самого себя в соответствии с Его замыслом. Такое понимание религии предполагает возможность применения научных подходов для достижения Высшей религиозной Цели – духовной самореализации.
Что такое научный подход. Научный подход при изучении любых феноменов, в том числе психологических, биологических и психоэнергетических должен строиться на повторяемости, однозначной воспроизводимости результатов, полученных в ходе практики. Допустим, имеется феномен или группа схожих феноменов, не объясняемых наукой. Научный метод при изучении любых феноменов состоит в выдвижении рабочей гипотезы, объясняющей эти феномены. Затем – в постановке эксперимента, способного подтвердить или опровергнуть данную гипотезу, осмыслении результатов этого эксперимента и выдвижении новой гипотезы.
схема научного познания выглядит так - эксперимент, теория, правдоподобные предположения, гипотезы - эксперимент - уточнение, проверка границ применимости теории, возникновение парадоксов, теория, интуиция, озарение - скачок - новая теория и новые гипотезы - и снова эксперимент... (© Академик А.Мигдал. «Наука и жизнь», N1, 1982)
Но если в физическом эксперименте объектом исследования является объект физического мира и исследуется он с помощью другого объекта физического мира – прибора, то в религиозной практике и объектом исследования являются нематериальные миры, а прибором является человеческий дух – сознание (самоощущение себя) экспериментатора-практика. Исследование психоэмоциональных состояний с помощью научных приборов типа осциллографов, снимающих различные энцефалограммы с мозга, не даёт полной картины происходящего с человеком – это – лишь отражение, проекция реальности на плоскость «материального». Данная наука ограничена изучением феноменов, имеющих «корни» в материальном мире – некоторым изучением воплощённых сознаний.
Точно также, как по мере совершенствования научных приборов возможны новые открытия, так и по мере роста и очищения сознания возможно непосредственно познавать новые религиозные истины. Следует заметить, что в результате практики неизбежно меняется и углубляется мировоззрение человека в сторону более глубокого понимания общей картины мира, осознания взаимных связей в окружающем мире и себе. При этом естественным образом разрушаются религиозные догмы – искажённые религиозные представления. Аналогичный процесс происходит и в «обычной», материальной науке – на смену устаревшим представлениям об окружающем мире приходят новые, более глубокие (примеры – Теория теплорода и Молекулярно-кинетическая Теория, Законы Ньютона и Теория Относительности).
О принципах работы с первоисточниками Одной важной особенностью научных исследований религии является наличие религиозных документов – свидетельств о духовных феноменах, первоисточников различных духовных учений и т.д..
Библию и другие религиозные книги можно использовать, только если принять к сведению несколько достаточно очевидных фактов: 1) Книги писали люди, и они иногда ошибались. 2) Многое из написанного имеет только аллегорический смысл. 3) Многое из написанного имеет отношение только к конкретной ситуации на время написания первоисточника. 4) Многое из написанного было впоследствии искажено, изъято из книг и утрачено, и наоборот, периодически появляются важные находки, ранее бывшие неизвестными.
Именно этими фактами объясняется наличие многочисленных противоречий в первоисточниках (в Библии больше всего противоречий и это можно объяснить тем, что у неё много авторов) Кроме того, книги желательно анализировать с целью поиска общих мест. Обычное изучение книг строится на поиске противопоставлений. Это ошибочный метод, направленный не на поиск истины, а только на поиск доказательства личного мнения.
Признание этих фактов, а также того факта, что обычно человек не в состоянии систематизировать духовные знания из книг говорит о том, что подобный анализ под силу лишь человеку с высокоразвитым интеллектом. Например, увидев противоречия Библии, человек может сделать ложный вывод о том, что Бога вообще нет, так как распространённая религиозная книга столь несуразна.
Практическая часть В прменении к религиозной практике такая цепочка выглядит так: изучение первоисточников (различных религиозных учений), осмысление и выявление их общей внутренней сути, практика (в данном случае под практикой следует понимать усилия по преображению самого себя, разные на разных этапах духовного развития), осмысление результатов, поиск методик дальнейшего совершенствования, новая практика… Реальная практика приводит к ярко ощутимому, реальному изменению духовного состояния человека. Научный метод также предполагает установление Истины. Проблема установления Истины в религии также связана с характером исследований – религиозную Истину невозможно понять по описанию, её можно только почувствовать самому, на собственном опыте, на собственных самоощущениях.
Полную доктрину религиозной практики, суммируя, можно кратко сформулировать в виде всего трех пунктов: 1. Есть Бог — Единое Вселенское Сознание Творца, обитающее в высшем эоне многомерной вселенной. 2. Он есть Любовь. 3. Мы можем стать Им через превращение себя тоже лишь в Любовь, и всю свою земную жизнь имеет смысл потратить лишь на то, чтобы понять и сделать это.
Таковы реальные результаты весьма внимательного анализа всех доступных на сегодня учений.
Касательно самой практики можно выделить несколько этапов, ступеней духовного развития человека, соответствующих его духовному возрасту.
1) Начальное ознакомление, этическая работа. Этому этапу соответствуют многочисленные массовые религиозные организации. На данном этапе, как правило, нет понимания возможностей реальной психоэнергетической работы. 2) Начальный уровень психоэнергетической работы. Этот этап можно условно назвать этапом психоэнергетической саморегуляции. Методы данного этапа легко систематизируются, описаны в различной литературе. Людей, осваивающих данный этап ещё достаточно много, но уже значительно меньше, чем в массовых конфессиях. Основные методы данного этапа – лёгкие, неглубокие медитации, работа с энергетикой в пределах собственного тела. В ряде отдельных школ – развитие личной силы. 3) Высшие знания о Боге. В литературе не описаны, существуют только отрывочные свидетельства. Систематизация методик возможна только в общем виде. Ввиду того, что люди, имеющие развитое сознание, очень малочисленны – школы такого уровня черезвычайно редки. Ранее, вследствие недоступности полной информации о различных учениях (а ещё ранее вследствие отсутствия таких учений) данные школы были, как правило, близки к той или иной религиозной традиции, близкой к массовой религиозной организации (суфии, египетские жрецы раннего периода, ранние христианские организации, отдельные буддийские школы) или существовали в виде узких, замкнутых традиций (маги, толтеки, йоги, шаманы). Данному этапу соответствует монашество, если оно основано на подлинных высших знаниях.
В настоящее время у человека гораздо больше возможностей для реальной научной систематизации духовных знаний – ему доступна практически любая информация по данной теме.
Ошибки и отклонения Одна из весьма распространённых ошибок в духовной практике – пренебрежение современными возможностями, которые открываются при изучении, сравнении различных систем. Поэтому, нельзя назвать строго научными конфессиональные теологические школы – они не рассматривают все феномены духовного порядка и чаще всего не имеют развитой практической части. Научный подход к изучению религии не может строиться на систематизации внешних форм поклонения – религиозной обрядности. По своей сути обрядность – это низкая, примитивная ступень религиозности, не имеющая целью изменение сущности человека, его духовного состояния. Таким образом из методов научного религиозного подхода можно исключить науки типа религиоведения – они не ставят целью духовное совершенствование. Также нельзя считать религиозными различные эзотерические школы, не ставящие целью познание Бога, а имеющие направленность только на личное развитие (как правило, отдельных качеств).
Следует отметить, что ошибки в выборе практики неизбежны – человек с определённым уровнем развития сознания обязательно «найдёт» уровень духовной работы, соответствующий своему развитию.
<font size="1" color="#CCCCCC">Исправлено: 15-10-2002 11:45:47</font>
ц и т а т а
|
vasimba <font size=1>Маги группы ДХ жили себе в большой и уютной гасиенде, и никакого убежища-признания от социума не требовали</font> Ага, и держали небольшую армию для охраны этой гасиенды? Или их магические возможности и боевое тенсегрити спасли бы их от налета банды тамошнего Мишки-япончика? Ну сами-то они, допустим, свалили бы, если что, куда-нибудь во 2-ое внимание, но "уютной гасиенды" уже не стало бы. А значит, неявно пользовались помощью полиции. А значит, с этой же полицией не конфликтовали, а спокойно изображали из себя обычных буржуа. И так - во многих аспектах. А то развелось тут ясноглазых идеалистов - укрытие им не нужно, признание в статусе людей, которые имеют право заниматься своим делом, - тоже... А сало - русское едят!
Недоушелец <font size=1>Слабо верится мне в промышленный подход в нагуализме. Для меня - это путь одиночки.</font>
Дальше почти шутка - но со своей долей правды :-) Предлагаю такой бизнес-план: организуем все-таки Секту Ксендзюка (все равно так называют, так хоть в Минюсте (или где там надо?) зарегистрируем, чтобы не дергали). Дружно скидываемся по $100, арендуем сарай на окраине Мухосранска, регистрируем там Общественный Фонд Нагвализма. Организуем Кафедру Нагвализма в каком-нибудь Институте Биохимии Органических Удобрений И Прочего Кала (для академического прикрытия со стороны РАН) - с обширными связями с тем самым Фондом. Дальше Кафедра организует всю нужную пропаганду - под академическим прикрытием, но на гранты Фонда. Деньги будем брать из Тумбочки... Э... Ну, короче, одними нагвалистами сыт не будешь, лохов все-таки придется раскручивать, для этого и будет Секта. Фонд будет отмывать эти деньги. Секта и Кафедра будут по мере надобности реанимировать... пардон, реабилитировать :-) наркоманов и раскручивать их родственников на пожертвования в Фонд. Чур, я буду заместителем АПК по связям с общественностью! Все равно нас тут "шавками Ксена" обозвали, так хоть ЗРЯплату и официальный статус буду за это получать. Godo, твои предложения? Тебя финдиректором сделаем :-)
А на государство - действительно расчитывать ни к чему: оно даст денег или на ту Науку, которая обеспечит его новой бомбой, или на ту Религию, которая помогает лучше зомбировать людей, чтобы они благополучно думали, что делают "богово", работая при этом на "кесаря". А вы думали, откуда такая господдержка у РПЦ? За красивые глаза патриарха Алексия?
ц и т а т а
|
Мое мнение: туфта это все. Ксендзюк, если он конечно поставил себе такую задачу, пусть ее выполняет. Но вообще говоря, ИМХО, любое внедрение нагуализма в социум не поможет каждому из нас достичь главной цели. Если социум когда-нибудь и сможет признать идею нагуализма, то произойдет все это не раньше чем лет через сто. Все труды популяризации нагуализма нужны скорее нашим потомком, а не нам. Даже если бы уже сейчас социум принял нагуализм, создав институты и пр., все-равно для нас это ничего не изменило бы.
Более того. По моему мнению, войну вредна различная социальная активность. Это тормозит его развитие. Напомню, что Кастанеда, хоть и наполовину, но все же был по телесной структуре нагуалем. Он смог достичь трансформации. По сравнению с нашим опытом, он обладал несравненно большим опытом. И несмотря на это он умер. Почему? Мне кажется потому, что последний десяток-два лет жизни он посветил написанию книг, жил в социуме и внедрял в него нагуализм. Вы можите себе представить, чтобы ДХ целыми днями сидел и писал книгу? Для война это означает закреплять свой Тональ увеличивая активность внутреннего диалога со всеми вытекающими из этого последствия. Если Ксендзюк задумал, то пусть внедряет свой план. Только, Алексей Петрович, хочу предупредить вас, что эта затея может стоить вам жизни - как это случилось с КК.
Я свое мнение сказал. Делайте что хотите. Мне начихать что будет с нагуализмом в будующим. Можите считать меня эгоистом, но мне начихать на потомков. Достичь личной трансформации - вот ГЛАВНАЯ цель. Остальное - муть.
ц и т а т а
|
Godo Может быть у Вас есть соображения с чего можно было бы начинать?
Проблема в том, что надо начинать с группы практиков, которая может предъявить для исследования результаты своей практики. Такой группы нет. Почему? Потому что никто не оформляет научную методологию. Этим занимаюсь только я. Наши "духовные" энтузиасты только и знают, что рассуждают о летунах и тайнах намерения - о том аспекте толтекского знания, который дальше всего от области, доступной хотя бы минимальной формализации. Они же рьяно критикуют Ксендзюка, как единственного, кто пытается хоть что-то сделать в этой области (у него слова "слишком умные", и вообще он болтун). Кто предложит иной путь? Хакеры, которые не различают люцидный сон и толтекское сновидение? Которые развлекаются пасьянсом Медичи? Разве можно добиться чего-то, противопоставляя себя принятой в социуме модели познания? Глупость и еще раз глупость.
Дальше то, что написал ФРУД - вот вариант структуры, который понятен социуму и даже может показаться кому-то перспективным. Почему бы нет? Для начального этапа - неплохой способ войти в мир. Если же говорить о том, что написал Недоушелец, то я бы сказал, что нагуализм - многоуровневая структура, в ней есть наука, искусство и вера. Вера держит намерение. Искусство - повседневная практика. Наука - методы и результаты. Все имеет место. Вычленить собственно "научную" часть и есть - обеспечить статус.
То, что написал Дим, совершенно верно - для РЕЛИГИОЗНОЙ практики. Почему Вы, Дим, усиленно пытаетесь навязать наугализму религиозность, которой нет?
"Но если в физическом эксперименте объектом исследования является объект физического мира и исследуется он с помощью другого объекта физического мира прибора, то в религиозной практике и объектом исследования являются НЕМАТЕРИАЛЬНЫЕ миры, а прибором является человеческий дух сознание (самоощущение себя) экспериментатора-практика."
А каких "нематериальных" мирах идет речь? В нагуализме таких нет - все миры второго внимания материальны. Проблема заключается в ином - как построить эксперимент, чтобы влияние мира второго внимания можно было бы зафиксировать в первом внимании (пусть опосредованно)? Дим! Вы правы, но Вы идете самым простым путем. Что может быть проще? Признать нагуализм религией - способы существования религии в социуме "накатаны", создаем секту или церковь, утверждаем "камень веры" - всем привет! Никакой критики, никаких опытов, сплошная "благодать"! И адепты раздают листовки на улицах - СПАСИТЕСЬ В ТРЕТЬЕМ ВНИМАНИИ! Мне кажется, такой путь искажает суть толтекского учения. Этот вариант подошел бы нам 300-200 лет назад, но не сегодня. Путь утратит сам себя, представившись обществу в виде религии. Напоминаю: я вовсе не уверен, что сам смогу "включить" нагуализм в социум. Это работа для многих и многих энтузиастов. Я могу поддержать, обеспечить так сказать "идеологическую" часть (СЛОВА, особенно "умные" - они так нужны для оправдания социальных действий, ведь на этом и построен социальный гипноз!) Сами действия - для сталкеров (подлинных, а не тех, что развлекаются матюками на форуме). Это - настоящее дело. Кто на такое способен? Уж не исландеры с птицами...
ц и т а т а
|
Ксендзюк Да я не пытаюсь навязать нагуализму религиозность, в последнем сообщении вообще слова "нагуализм" нет. Я просто хочу отделить научный (действительно) метод от того, что им не является и обозначить истинное понимание слова "религия" не как слепую веру, а как способ самореализации... В этом смысле я - за научный подход к религии.
Этот путь - совсем не самый простой (наука, как и практика - не для лентяев), просто он единственно разумный в современных условиях.
Но ваш подход к нагуализму - конфессионален, это и есть вера (увы и ах, но это так, как бы не хотелось видеть иное), есть некие положения, которые принимаются в виде догм и не соответствуют иным, "нетолтекским" свидетельствам. Тем самым свидетельствам, которые Вы столь активно отвергаете из-за их "нетолтекского" происхождения...
Есть вера и наука. Третьего не дано, даже в виде исключения, для любимого нагвализма :).
То есть вы бы и рады сделать его более научным, да не получается - не вытягиваете по критериям строгого научного подхода. Потому что если на таком уровне вытягивать общую теорию - получится каша вроде столь нелюбимых вами Рерихов в оккультном соусе... Причина этих противоречий, наверное, устранима... Думаю, она в отсутствии чётких ориентиров и предпочтений. Никакая трансформация невозможна, пока "нагуализм любой ценой" дороже собственно трансформации...
Нагуализм никогда не будет ни религией ни наукой. Он навсегда останется красивой сказкой для большинства и ценнейшим материалом для настоящих, но не ограниченных нагвализмом искателей Свободы... И в этом - его реальное и достаточно высокое предназначение :)
PS Спасибо за ценное замечание... "нематериальные" миры, разумеется, имеют просто иную, нерегистрируюмую физическими приборами материальность...
Да пребудет с Вами Мир...
ц и т а т а
|