глава АПК про остановку внутреннего диалога (из книги "Видение Нагуаля")
Эти рассуждения слишком абстрактные, на мой взгляд. В действительности порой сложно отделить один этап от другого. Приведу примеры состояний, чтобы проиллюстрировать, как это все может переживаться "изнутри".
Вам доводилось наблюдать погружение в сон без потери осознания? Сначала расслабляется тело, а внутренний разговор становится более самостоятельным и бредовым, как бы отдельным от наблюдающего "я". Затем ощущения тела начинают становится всё более неопределёнными - к примеру, можно забыть, в каком положении лежишь, как расположены руки и ноги и т.п., а мысленный разговор всё более отдаляется от осознания и воспринимается скорее не как свои мысли, а как поток образов и голосов. Нетрудно его остановить.
Если не заснуть на этом этапе, вскоре появляется ощущение, как будто паришь в пустоте, тишине и невесомости, тело тоже не ощущается. Могут начаться характерные "вибрации" - особая кинестетическая чувствительность за пределами физического тела. При этом останавливается вся деятельность психики, но осознание и наблюдение за происходящим остается.
Из этого состояния можно "представить" себя в любом месте и собрать там тело сновидения, "вылететь" или "вылезти" из тела и т.п. А это - первые врата сновидения по Кастанеде.
Иногда получается вызвать нечто подобное лёжа при открытых глазах. Сама ОВД переживается также, как невесомость, парение, при полной пассивности психики. На мой взгляд это гораздо интереснее, ведь в первом случае все необычные переживания можно списать на сон - а тут мы не засыпаем ни на одном этапе, что доказывают открытые глаза.
Видимое поле при этом может деформироваться самым причудливым образом. К примеру, белый потолок можно увидеть как облачное небо, цветы, изображенные на обоях - как настоящие объемные цветы и т.п.
Чем более активно тело, тем сложнее вызвать глубокую ОВД.
Чтобы сделать это сидя, надо как бы заснуть психикой и "отпустить" тело. На мой взгляд это цель пристального созерцания, и многих йоговских или буддистских практик, вроде тратак или дзадзен. К примеру, такой опыт, как "слияние с объектом созерцания", вполне возможен в ходе такой практики.
Полная ОВД, с парением, прекращением узнавания/интерпретирования и прочим, стоя или в движении мне пока не знакомы. Это открывает новые горизонты (если поверить "продвинутым" практикам; за неимением личного опыта пригодится и коллективный): провозглашение намерения в ОВД, правильный перепросмотр с полным "телесным" вспоминанием, открывает чувствительность энергетического тела, может сместить в другое состояние, и даже дать возможность видеть мир как энергию. Это стратегическая цель.
Но даже и приостановки ВД приводят к интересным "постэффектам" - во первых, явному влиянию на частоту осознанных сновидений, во вторых - странному состоянию вроде бы полной внимательности и включенности в реагирование, но при этом будто бы просто наблюдешь за этим реагированием со стороны.
"Правильная" это ОВД или нет - не знаю. Все найденные мной описания этого состояния совершенно неопределённые, и в большинстве своем противоречат друг другу. Возможно, это просто какой-то очередной "промежуточный уровень"? Как бы то ни было, сами МЕТОДЫ достижения ОВД описаны достаточно подробно, и можно рассчитывать на результат хотя бы через годы.
Теперь о самих методах.
Большинство из них - методы деконцентрации (распределения, расширения) внимания. Это и правильный способ ходьбы, и слушание звуков мира, и перцептивные не-делания, и даже пристальное созерцание (хотя поначалу это и не очевидно)
Для меня этот факт подкреплен личным опытом. В самый первый раз я остановил словесный внутренний диалог именно через соматическую ДКВ - через распределение внимания по всему телу от ступней до макушке. Что это называется ДКВ, я узнал только через несколько лет. До этого долго и безуспешно пробовал ОВД разными концентративными методами (наблюдение за пламенем свечи, за дыханием, за самими мыслями и т.д.)
Теоретически же это можно объяснять по разному, "правильную" причину я не знаю. Вот навскидку несколько:
1Кастанеда пишет о "перегрузке" тоналя - а ведь именно такое чувство возникает при упражнениях на ДКВ.
2Наша психика может работать только с фигурами, определенностями, формами. Неопределённое слитное "всё", которое мы наблюдаем при ДКВ, никак не классифицируешь.
3Возможно, есть связь ДКВ с правым полушарием мозга. Оно, в отличие от левого полушария, работает именно с такой слитной (не дискретной) информацией, не воспринимает течения времени, более активно во время сна, отвечает за интуитивное и понимание мира и т.п. Про это много информации в интернете. Возможно, ДКВ активизирует правое полушарие, включая безмолвное, "телесное" мышление?
PS Конечно, я не Ксендзюк, не видящий, и вообще не особо усердный практик, могу и ошибаться. Это только лишь мой опыт и мое понимание.
Если я не прав - пожалуйста, не надо объяснять мне свои взгляды цитатами и теорией, этого и так навалом - лучше просто опишите собственный опыт ОВД.