Термины. Санскрит.
Буддхи — Пробужденность, мудрость отличная от простого знания. Буддхи представляет собой глубокое знание истинной природы. Предельная осознанность жизни и нас самих, и всех окружающих нас существ.
=====
39. Дхарма — совокупность установленных норм и правил, соблюдение которых необходимо для поддержания космического порядка. Слово «дхарма» буквально переводится как «то, что удерживает или поддерживает» (от санскритского корня дхар — «держать, поддерживать»). В зависимости от контекста, дхарма может означать «нравственные устои», «религиозный долг», «универсальный закон бытия». Дхарма означает обязанности по отношению к себе и честность перед собой.
=============
36. Джнана-йога — вид йоги, который ведёт человека к истине посредством изменения и развития его знаний о самом себе и об окружающем мире. Йога интеллектуального пути. Она освобождает человеческий ум от авидьи – невежества, от оков иллюзорной концепции мира, направляет его к истинному знанию, демонстрирует основные законы вселенной.
-
====
53. Натха — или Адинатх, имя Шивы, означающее «владыка» или «мастер». Тех, кто почитают в Индии Шиву Адинатха, называют натхами. Натхи считаются основателями традиции йогинов, практикующими методы достижения освобождения (см. Мокша). Именно от натхов пошла известная ныне
«хатха-йога». Стоит понимать, что
изначальная хатха-йога имеет очень мало общего с современной. В Индии эта традиция натхов окончательно сформировалась с VII по XII вв. н. э., её основателем считается Горакшанатх, ученик Матсьендранатха.
============
54. Нияма — Пять «обрядов», внутренних ритуалов человека. Вторая ступень йоги Патанджали. Шауча — чистота, как внешняя (чистоплотность), так и внутренняя (чистота ума). Сантоша — скромность, удовлетворённость настоящим, оптимизм. Тапас — самодисциплина, усердие в достижении духовной цели. Свадхья — познание, изучение духовной и научной литературы, формирование культуры мышления. Ишвара Пранидхана —
принятие Ишвары (Бога) в качестве своей цели, единственного идеала в жизни.==============
56. Ом — сакральный звук, изначальная мантра, «слово силы». Часто интерпретируется как символ тримурти Божественной триады.
Звук ом был первым проявлением не явленного ещё Брахмана, давшим начало воспринимаемой Вселенной , произошедшей от вибрации, вызванной этим звуком. Патанджали советует ученику повторять мантру Ом не формально или просто ради повторения или вырабатывания привычки, но с мыслями, направленными на его суть.
===========
59. Прана — представление о жизненной энергии, жизнь. В йоге считается, что прана пронизывает всю вселенную, хотя и невидима для глаз. В человеческом теле функционально проявлены пять видов энергий, или ветров жизненной силы. Главные Вайю (ветра), называемые Пранади: Прана движется постоянно в сердце Апана — в области ануса, Самана — в области пупа, Удана — в шее,Вьяна — проникает через всё тело.
================
41. Карма — буквально: «действие, поступок». Вселенский причинно-следственный закон, согласно которому праведные или греховные действия человека определяют его судьбу, испытываемые им страдания или наслаждения. Карма лежит в основе причинно-следственного ряда, называемого сансара, и используется в основном для понимания связей как в рамках одного воплощения, так и выходящих за пределы одного существования. Закон кармы осуществляет реализацию последствий действий человека, как положительного, так и отрицательного характера, и, таким образом, делает человека ответственным за свою жизнь, за все те страдания и наслаждения, которые она ему приносит. Результаты, или «плоды кармы», называют карма-пхала.
Деятельность, совершаемая человеком в освобождённом состоянии мокши, не производит плохой или хорошей кармы.её основной смысл состоит в выполнении предписанных обязанностей (см. Дхарма) без привязанности к плодам труда. В результате такой деятельности становится возможным обретение Мокши (освобождения) и Бхакти (любви к Богу). Это происходит посредством выполнения предписанных обязанностей без эгоистических мотивов и
ориентировки на результат с единственной целью удовлетворения Бога.============
50. Мантра — набор звуков, отдельных фонем, слов или группы слов на санскрите,
которые, имеют резонансное (активируют зоны тела), психологическое, трансформирующее и духовное воздействия. Мантра — может применяться как формула почитания.
https://yogavesna.com/yoga-znanie/tpost/195ai1o991-101-sanskritskii-termin-chast-1https://yogavesna.com/yoga-znanie/tpost/ua6alt0891-101-sanskritskii-termin-chast-2=====================
80. Сиддхи — восемь сверхъестественных сил, возможностей, развитых благодаря духовным практикам. Сиддхами также называют великих йогинов. Обычно сиддхи являются «побочным продуктом» совершенной йогической практики и не являются целью. Духовные учителя предостерегают об опасности злоупотребления сиддхами. Все примеры можно свести к восьми классическим сиддхи (ашта-сиддхи):
анима — умение становиться маленьким, как атом;
махима — умение становиться бесконечно большим;
лагхима — сверхлегкость, левитация;
прапти — способность к расширению, вездесущности;
пракамья — осуществление желаний;
вашитва — управление природными силами;
ишитва — превосходство над природой;
кама-авасайитва — полная удовлетворенность.
==============
86. Тамас — одна из гун материальной природы (см. связанное понятие Пракрити) означающая энергию покоя, упадка, невежества. Основными характеристиками тамаса являются: тьма, смерть, разрушение, невежество, лень, безумие. Тамас при этом является качество, сохраняющим предметы неизменными во времени. В человеке она проявляется в форме вялости или лености тела, апатичности эмоций и предубежденности разума или предрассудках. Также в виде отдыха, сна. Термин «тамас» применяется ко всему, что демонстрирует преобладание инерции, покоя. Как и любая гуна обладает градациями, стадиями и не может быть оценена однозначно, однако тамас считается самой негативной, или низшей гуной материальной природы.