Говоря о дрессуре, следует упомянуть и об отрицательном подкреплении, о так называемом наказании. Отрицательное подкрепление, преследуя цель склонить к желательному и поощряемому действию, указывает на выбор с нежелательными последствиями. Этот полюс в дрессировке ещё называют отрицательной мотивацией. Человек, оказавшийся между знаками минус и плюс теряет свою индивидуальность и оперирует подставными понятиями о добре и зле. Истинная же ценность своих действий просто теряется.
Метод кнута и пряника? Слыхали. Давно узнал о нем?
У ребенка еще нет врожденного понятия о добре и зле. Кое что - он познает эмпирически - опытным путем, а остальное - ему навяжут кнутом и пряником. Попытаются навязать.
Но опять же, тут многое зависит от установок врожденных качеств сущности, которые влияют на становление личности "Я".
Не все доверяют пряникам и не все прогибаются под кнутом. Тут-то и проявляются индивидуальные качества, в способах реагирования на давление извне.
Некоторые - продолжают свои испытания "втихаря". Ведь если нет свидетелей - то некому и кнуты раздавать. Другие - ощущают свою ущербность, ведь: "нельзя"-"это кака", "так не делай", а им хочется. Желание то никуда не исчезает, просто переходит в другое качество.