Постнагуализм
19 апреля 2024, 04:11:18 *
Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

      Логин             Пароль
В разделе "Свободная территория" можно общаться без аккаунта!
"Тема для быстрой регистрации"
 
   Начало   Помощь Правила Поиск Войти Регистрация Чат Портал  
Страниц: 1 ... 54 55 [56] 57 58 ... 111  Все
  Печать  
Автор Тема: Многомерье  (Прочитано 202860 раз)
0 Пользователей и 16 Гостей смотрят эту тему.
Evgeny
Постоялец
*****
Offline Offline

Сообщений: 1694


Email
(перенесённые из темы сообщения тут)
« Ответ #825 : 29 августа 2019, 21:45:22 »

3)

 - Помолчи-ка, Матильда, - бесцеремонно прервал ее Бейли. - Что все-таки произошло, Тил?

- Ты что, Гомер Бейли? Ты отдаешь ее...

- Замолчи, сказано тебе! Так как же, Тил?

Тело архитектора выразило нечто неопределенное.

- Боюсь говорить. Давайте лучше поднимемся выше.

- Каким образом?

- Очень просто.

Он нажал еще одну кнопку. К светлому мостику, по которому они попали в эту часть дома снизу, подсоединилась точно такая же лестница, но более глубокого тона. Доступ на следующий этаж был открыт. Они поднялись по лестнице - миссис Бейли шла последней, осыпая мужа упреками, - и оказались в спальне. Как и в комнатах, расположенных ниже, окна были зашторены, но мягкий свет появлялся автоматически. Тил не мешкая включил регулятор, контролирующий функционирование еще одного лестничного пролета, и они поспешили наверх, в кабинет, который, по идее, располагался на самом последнем этаже.

- Слушай, Тил, - предложил Бейли, переведя дух, - а можно выбраться на крышу? Оттуда осмотрим, что делается вокруг.

- Ну, конечно, крыша представляет собой площадку для обозрения.

Они поднялись по четвертому лестничному пролету, но когда крышка верхнего этажа откинулась, пропуская их на следующий уровень, они очутились - не на крыше, нет! - ОНИ СТОЯЛИ на первом этаже, в комнате, откуда начали осмотр дома.

Лицо мистера Бейли посерело. "Страсти господни! - закричал он. - В доме призраки! Скорее прочь отсюда!"

Схватив жену, он распахнул входную дверь и ринулся на улицу.

Тил не заметил бегства супругов: он был слишком занят своими мыслями. Так вот где крылась отгадка всему происходящему, - отгадка, в которую трудно было поверить! Однако ему пришлось прервать свои размышления: откуда-то сверху до него донеслись хриплые крики. Тил спустил лестницу и бросился наверх. В центральной комнате второго этажа над лежащей без чувств миссис Бейли склонился мистер Бейли. Тил моментально оценил обстановку, кинулся к бару, встроенному в стене гостиной, налил тройную порцию виски, мигом вернулся к Бейли и протянул ему бокал:

- Вот, пусть выпьет. Это приведет ее в чувство.

Бейли залпом выпил.

- Это я для миссис Бейли принес, - запротестовал Тил.

- Не валяй дурака, - огрызнулся тот. - Неси ей еще.

На этот раз Тил не забыл позаботиться и о себе: прежде чем возвратиться с порцией виски, отмеренной для жены своего заказчика, он опрокинул такую же порцию в себя. Когда Тил подошел к миссис Бейли, она приоткрыла глаза.

- Ну вот, миссис Бейли, - сказал он успокаивающе, - выпейте-ка это, вам сразу станет лучше.

- Не пью спиртного, - запротестовала она и залпом осушила бокал.

- А теперь расскажите, что случилось. Я думал, вы ушли из дому.

- Так и было - мы вышли через входную дверь и очутились здесь, в салоне.

- Черт возьми, не может этого быть! Гм... минуточку.

Тил вышел в салон. Здесь он обнаружил, что большое, от пола до потолка окно было открыто. Он осторожно выглянул в него. Перед ним лежал не сельский пейзаж Калифорнии, а помещение нижнего этажа или его точная копия. Ничего не сказав, он подошел к оставленному открытым лестничному пролету и заглянул вниз. Комната нижнего этажа была на своем месте. Получалось, что она каким-то образом одновременно существовала в двух различных местах на разных уровнях.

Он вернулся в центральную комнату и уселся напротив Бейли в низкое глубокое кресло. Из-за острых, худых коленок виднелось его лицо, с напряженным вниманием смотревшее на Бейли.

- Гомер, - многозначительно начал он, - ты знаешь, что произошло?

- Нет, пока не знаю. Но если не выясню, в чем тут дело, и чем скорей, тем лучше, случится еще кое-что! Кое-что похуже, да, да!

- Гомер, ведь это подтверждение моих теорий. Этот дом действительно является тессерактом.

- О чем это он толкует, Гомер?

- Погоди ты, Матильда. Тил, да ведь это просто нелепо. Ты чего-то тут понакрутил, всякие штучки-дрючки - не надо мне этого. Миссис Бейли до смерти перепугал, да и мои нервы не выдерживают. Я хочу лишь поскорее выбраться отсюда, и все твои двери-ловушки и дурацкие шуточки мне ни к чему.

- Говори только за себя, Гомер, - перебила его миссис Бейли. - Я нисколько не испугалась. У меня просто немного закружилась голова. Это у нас в роду - мы все очень чувствительные и нервные. Что вы там такое интересное объясняли про какую-то тесси-штуку, мистер Тил? Прошу вас, продолжайте.

Тил рассказал ей самым доступным образом, хотя его тысячу раз перебивали, теорию, благодаря которой родился проект дома.

- Видите ли, миссис Бейли, - закончил свое объяснение Тил, - я теперь понял, что этот дом, будучи совершенно устойчивым в трех измерениях, оказался неустойчивым в четырех измерениях. Я построил дом в виде развернутого тессеракта; что-то с ним произошло - какое-то сотрясение или боковой толчок, - и он свернулся, сложившись в свою обычную форму. - Его вдруг осенило, он даже пальцами щелкнул: - Понял! Вчерашнее землетрясение!

- Землетрясение?!

- Ну да, тот небольшой толчок, который я ощутил сегодня ночью. С точки зрения четырех измерений наш дом можно сравнить с плоскостью, балансирующей на ребре, - небольшой толчок, и он упал, рухнул по своим естественным, так сказать, сочленениям, превратившись в устойчивое четырехмерное тело.

- Мне показалось, что ты хвастался насчет прочности дома.

- Конечно, это так и есть. Он вполне прочен - в трех измерениях.

- Я бы не рискнул называть прочным дом, который рушится от малейшего легкого толчка.

- Я не согласен! - запротестовал Тил. - Взгляни вокруг себя. Хоть что-нибудь сдвинулось с места? Разбилось? Да ты и трещинки нигде не сыщешь! Вращение посредством четвертого измерения не может оказать никакого воздействия на трехмерное тело. Это все равно что пытаться стряхнуть буквы с отпечатанной страницы. Да если бы вы находились здесь сегодня ночью, вы бы даже не проснулись.

- Как раз этого-то я и боюсь больше всего. Кстати, подумала ли твоя гениальная голова о том, как мы выберемся из этой ловушки?

- А? Да, да, конечно, понимаю. Ты и миссис Бейли хотели выйти и снова очутились здесь, так? Но я уверен, это пустяки - раз мы вошли, то сможем и выйти. Я сейчас же попробую.

Договаривая на ходу, он поспешил по лестнице вниз, распахнул входную дверь, переступил порог и снова очутился в салоне второго этажа, лицом к лицу со своими спутниками.

- Да, кажется, действительно возникла небольшая проблема, - признался он вежливо. - Техническая сторона дела, не более. И вообще можно выбраться через окно.

Он дернул в стороны длинные шторы, закрывавшие большие, во всю стену, окна салона и застыл на месте.

- Да-а-а... Любопытно. Весьма любопытно.

- Что там? - спросил, присоединяясь к нему, Бейли.

- Да вот.

Окно выходило не на улицу, а прямо в гостиную. Это было так невероятно, что Бейли направился в тот угол, где под прямым углом салон и гостиная соединялись с центральной комнатой.

- Как же так, - сказал он, - смотри, это окно находится на расстоянии пятнадцати-двадцати футов от гостиной.

- Только не в тессеракте, - уточнил Тим. - Гляди.

Он открыл окно и ступил через него, продолжая говорить.

С точки зрения обоих Бейли он просто исчез.

С точки зрения Тила произошло нечто иное. Прошло несколько секунд, и он перевел дух. Потом стал осторожно отдирать себя от куста розы, в котором он намертво запутался, тут же отметив про себя, что никогда больше не станет сажать вокруг своих объектов растений с колючками. Выбравшись наконец на свободу, он огляделся. Он стоял на участке у дома. Перед ним, упершись в землю, лежал массивный корпус нижнего этажа. Как видно, он упал с крыши.

Он обежал дом, распахнул настежь входную дверь и помчался наверх.

- Гомер, миссис Бейли! - крикнул он. - Я нашел выход.

На лице Бейли отразилось скорее раздражение, чем радость.

- Что же с тобой произошло?

- Я вывалился. Был снаружи. Это очень просто - нужно переступить через окно. Но будьте осторожны - там кусты роз, не угодите в них. Наверное, придется пристраивать лестницу.

- А как ты попал обратно?

- Через входную дверь.

- Ну а мы через нее выйдем. Пошли, дорогая.

Бейли решительно насадил на голову шляпу и, подхватив жену под руку, стал спускаться по лестнице.

Тил преградил им дорогу.

- Мне следовало сразу же предупредить вас, что ничего так не получится. Думаю, придется поступить по-другому. Насколько я понимаю, в четырехмерном теле трехмерный человек всякий раз, когда он пересекает линию соединения скажем, стену или порог, - имеет перед собой две вероятности, два выбора. Обычно ему в четвертом измерении нужно сделать поворот на 90 градусов, но, будучи существом трехмерным, он этого не ощущает. Вот смотрите.

Он вышел через то самое окно, из которого упал минуту назад. Вышел и, спокойно продолжая разговаривать, оказался в гостиной.

- Я следил за собой во время движения и прибыл куда хотел, - говорил он, возвращаясь в салон. - В тот раз я не следил за своими действиями, двигаясь в естественном пространстве, вот и упал. Все дело здесь в подсознательной ориентации.

- А я не хочу зависеть от подсознательной ориентации, когда иду утром за газетой.

- И не надо. Когда привыкнешь - это станет автоматическим действием. Ну а теперь давайте еще раз попробуем выбраться из дому. Миссис Бейли, станьте, пожалуйста, спиной к окну и спрыгните в этом положении вниз. Я уверен - почти уверен, - что вы приземлитесь в саду.

Выражение лица миссис Бейли красноречиво свидетельствовало о том, что она думает о Тиле и его предложении.

- Гомер Бейли, - голос ее перешел на визг, - вы так и будете молча стоять здесь и позволять этому ти...

- Но позвольте, миссис Бейли, - Тил решил внести в свое предложение кое-какие коррективы, - мы привяжем к вам веревку, и вы опуститесь вниз совершенно без...

- Ну хватит, Тил, - резко прервал его Бейли. - Давайте подумаем о более приемлемом способе. Ни я, ни миссис Бейли как-то не приспособлены к выпрыгиванию из окон.

Тил на минуту растерялся; воцарилось непродолжительное молчание, которое прервал Бейли:

- Слышишь, Тил?

- Что слышу?

- Где-то разговаривают. В доме, кроме нас, никого нет? Может, нас разыгрывают?

- Нет, это исключено. Единственный ключ от дома у меня.

- Я абсолютно уверена, что слышала их, - подтвердила и миссис Бейли. Как только мы вошли в дом, так и началось. Они, то есть голоса, Гомер, я больше не могу выносить все это, слышишь! Предприми что-нибудь.

- Не надо так волноваться, миссис Бейли, - попытался успокоить ее Тил. - В доме не может никого быть, но я, чтобы не сомневаться, все осмотрю и разведаю. Ты, Гомер, оставайся здесь с миссис Бейли и следи за комнатами на этом этаже.

Он прошел из салона в помещение нижнего этажа, а оттуда в кухню и в спальню. Этот маршрут по прямой линии привел его обратно в салон, иными словами, проделывая свое путешествие по дому, он шел все время прямо, нигде не сворачивая и не опускаясь, и вернулся к исходной точке - в салон, откуда начал осмотр.

- Никого, - объявил он. - По пути я открывал все двери и окна, кроме вот этого. Он подошел к окну, расположенному напротив того, из которого недавно вывалился, и раздвинул шторы.

Через четыре комнаты спиной к нему стоял человек. Тил рывком открыл окно и нырнул туда с криком:

- Держите вора! Вон он!

Человек, несомненно, услышал его - он бросился бежать. Тил - вдогонку за ним; его нескладная фигура вся пришла в движение, долговязые конечности проскочили - комнату за комнатой - гостиную, кухню, столовую, салон, но, несмотря на все его старания, ему никак не удавалось сократить расстояние между собой и вторжителем - их по-прежнему разделяли четыре комнаты.

Он увидел, что преследуемый неуклюже, но энергично перепрыгнул через низкий подоконник, и с головы у него слетела шляпа. Тил подбежал к тому месту, где валялся потерянный головной убор, нагнулся и поднял его. Он был рад, что нашел повод немного передохнуть. Возвратившись в салон, он сказал:

- Кажется, ему удалось уйти. Ну ничего, у нас осталась его шляпа. Может быть, она поможет определить, кто ее владелец.

Бейли взял шляпу, осмотрел ее, фыркнул и надел ее Тилу на голову. Шляпа сразу пришлась впору.

Тил растерялся, снял шляпу и стал ее рассматривать. На внутренней ленте стояли инициалы "К.Т.". Шляпа принадлежала ему самому.

Лицо Тила отразило смутную догадку: до него как будто стал медленно доходить смысл происходящего.

Он подошел к окну, посмотрел на анфиладу комнат, по которым гнался за таинственным незнакомцем, и начал размахивать руками, будто регулируя уличное движение.

- Что ты делаешь? - спросил Бейли.

- Посмотри-ка сюда.

Оба Бейли подошли и стали смотреть в ту сторону, куда напряженно вглядывался Тил. Через четыре комнаты они увидели стоявших к ним спиной три человеческие фигуры - две мужские и одну женскую. Тот, что был повыше и похудее, нелепо размахивал руками.
Записан

Воин всегда проверяет, все ли в порядке. Это - неотъемлемая часть его безупречного поведения.
Evgeny
Постоялец
*****
Offline Offline

Сообщений: 1694


Email
(перенесённые из темы сообщения тут)
« Ответ #826 : 29 августа 2019, 21:47:01 »

4)

Тот, что был повыше и похудее, нелепо размахивал руками.

Миссис Бейли вскрикнула и снова упала в обморок.

Через несколько минут, когда она очнулась и немного успокоилась, Бейли и Тил стали оценивать ситуацию.

- Тил, - сказал Бейли, - я не стану терять времени на то, чтобы упрекать тебя в случившемся. Обвинения бесполезны. Я уверен - ты сделал это не по злому умыслу, но ты ведь понимаешь, в каком положении мы оказались? Как отсюда выбраться? Похоже, что нам придется сидеть тут, пока с голоду не умрем: все комнаты ведут друг в друга, выхода наружу нет.

- Не преувеличивай, пожалуйста. Дела не так уж плохи. Ведь мне все же удалось выбраться из дому.

- Да, но ты не смог повторить это, несмотря на свои старания.

- Это правда, но были использованы не все комнаты - остался еще кабинет. Разве что оттуда попробовать?

- И верно. В начале осмотра мы его просто прошли, не стали там останавливаться. Думаешь, удастся выбраться через окно этого кабинета?

- Кто его знает. Особенно не стоит надеяться. С математических позиций, его окна должны были бы выходить в четыре эти комнаты, но это надо еще проверить - ведь шторы мы не открывали.

- Можно попробовать, хуже не будет. Дорогая, мне кажется, тебе лучше будет посидеть отдохнуть здесь...

- Оставаться одной в этом жутком месте? Ну нет! - Говоря это, миссис Бейли немедленно поднялась с кушетки, на которой она приходила в себя.

Они все вместе отправились наверх.

- Ведь кабинет - это внутренняя комната, да, Тил? - спросил мистер Бейли по дороге. (Они прошли спальню и начали взбираться наверх, в кабинет). - Помнится, на твоей модели это был маленький куб, помещенный внутри большого куба, - он был окружен со всех сторон пространством большого куба, верно?

- Точно, - подтвердил архитектор. - А теперь посмотрим, так ли это. По моим расчетам, это окно должно выходить в кухню. - Он поймал шнур от жалюзи и потянул вниз. Окно выходило не в кухню. Охвативший их приступ головокружения был так силен, что они бессознательно упали на пол, беспомощно цепляясь за ковер, чтобы удержаться на месте.

- Закрой, скорее закрой! - простонал Бейли.

Преодолевая животный атавистический страх, Тил подполз к окну и сумел опустить штору. Окно выходило не наружу, а вниз - с головокружительной высоты. Миссис Бейли снова потеряла сознание. Тил снова сбегал за коньяком, а Бейли в это время растирал ей запястья. Когда она очнулась, Тил осторожно подошел к окну и поднял жалюзи, так что образовалась маленькая щелка. Опустившись на колени, он стал изучать открывшийся перед ним пейзаж. Затем, повернувшись к Бейли, предложил:

- Поди сюда, Гомер, взгляни на это. Интересно, узнаешь ли ты, что перед нами.

- Гомер Бейли, вы туда не пойдете!

- Не волнуйся, Матильда, я осторожно. - Бейли стал рядом с Тилом и тоже начал смотреть в щель.

- Вон, видишь? Небоскреб Крайслер билдинг, абсолютно точно. А вон Ист-Ривер и Бруклин.

Они смотрели вниз на отвесный фасад огромного небоскреба. Где-то в тысяче футов от них, внизу, простирался игрушечный город - совсем как настоящий.

- Насколько я могу судить отсюда, мы смотрим на боковой фасад Эмпайр стейт билдинг с точки, находящейся над его башней.

- Что это может быть? Мираж?

- Не думаю - уж слишком он точен. По-моему, пространство сложилось через четвертое измерение, и мы смотрим по другую сторону складки.

- Ты хочешь сказать, что в действительности мы этого не видим?

- Да нет, мы все видим как надо. Не знаю, что было бы, если бы мы вздумали вылезти через это окно, но а, например, не хочу пробовать. Зато вид! Сила! Давай и другие окна откроем!

К следующему окну они подбирались более осторожно - и правильно сделали, ибо то, что открылось перед ними, было еще более невероятным для восприятия, еще более тяжко действовало на рассудок, чем та захватывающая дух высота, от которой они едва не потеряли самообладания. Теперь перед ними был обычный морской пейзаж - безбрежное море, голубое небо, - только море находилось на месте неба, а небо - на месте моря. И хотя на этот раз они были немного подготовлены к неожиданностям, оба очень скоро почувствовали, что вид катящихся над головой волн вот-вот вызовет приступ морской болезни; они поспешили опустить жалюзи, не дав миссис Бейли возможности быть потревоженной этим зрелищем.

Тил посмотрел на третье окно.

- Ну что, Гомер, сюда заглянуть хочешь?

- М-мм... Жалеть ведь будем, если не сделаем этого. Давай.

Тил поднял жалюзи на несколько дюймов. Не увидел ничего и подтянул шнурок - снова ничего. Он медленно стал поднимать штору, полностью оголив окно. Оно глядело в пустоту. Пустота, абсолютная пустота. Какого цвета пустота? Глупый вопрос! Какую она имеет форму? Форму? Но форма является принадлежностью чего-то. А эта пустота не имела ни глубины, ни формы. Она не имела даже черноты. Она была ничто.

Бейли пожевал сигару.

- Ну, Тил, что ты на это скажешь?

Непрошибаемое спокойствие Тила на этот раз поколебалось.

- Не знаю, Гомер, просто не знаю. Но окно лучше зашторить.

Какое-то время он молча глядел на спущенные жалюзи.

- Я думаю, может быть, мы смотрели на место, где пространства не существует. Мы заглянули за четырехмерный угол, а там ничего не было. - Он потер глаза. - Голова болит.

Они немного помедлили, прежде чем приступить к четвертому окну. Ведь в нераспечатанном письме не обязательно дурные новости. Так и здесь. Сомнение давало надежду. Томительная неопределенность становилась слишком тягостной, и Бейли не выдержал, сам потянул шнуры, несмотря на отчаянные протесты миссис Бейли. Ничего страшного, по крайней мере на первый взгляд. Простирающийся перед ними пейзаж находился на уровне нижнего этажа, где, казалось, теперь был и кабинет. Но от него явственно веяло враждебностью. С лимонно-желтого неба нещадно било горячее, жаркое солнце. Плоская местность выгорела до стерильно-блеклого безжизненного коричневого цвета, на котором невозможно представить существование чего-то живого. И, однако, жизнь здесь была - странные чахлые деревья поднимали к небу свои узловатые, искореженные руки. На наружных оконечностях этих бесформенных растений торчали пучки утыканных колючками листьев.

- Боже праведный, - выдохнул Бейли, - где мы очутились?

Тил покачал головой, глаза его выдавали беспокойство.

- Я и сам ничего не понимаю.

- На земной пейзаж непохоже. Может быть, мы на другой планете возможно, на Марсе.

- Трудно сказать. Но знаешь, Гомер, это может быть даже хуже, чем ты предполагаешь, я хочу сказать - хуже, чем на другой планете.

- То есть? Говори же.

- Может быть, это совершенно вне нашей вселенной. Я не уверен, что это наше солнце. Чересчур яркое.

Миссис Бейли довольно робко подошла к ним и тоже смотрела на странный пейзаж за окном.

- Гомер, - произнесла она сдавленным голосом, - эти уродливые деревья... мне страшно.

Бейли погладил ее по руке.

Тил возился с оконной задвижкой.

- Что ты там мудришь? - спросил Бейли.

- Я подумал, не высунуть ли мне голову из окна да посмотреть вокруг. Узнаю хоть что-нибудь.

- Ну ладно, - неохотно согласился Бейли. - Только смотри осторожно.

- Постараюсь.

Он немного приоткрыл окно и повел носом, принюхиваясь.

- Воздух нормальный - уже хорошо. - И он распахнул окно настежь.

Но он не успел привести свой план в исполнение. Его внимание было отвлечено непонятным явлением: все здание вдруг потряс толчок, неприятный, как первые признаки приближающейся тошноты. Прошла долгая секунда, и дом перестал сотрясаться.

- Землетрясение! - Их реакция была одновременной. Миссис Бейли уцепилась мужу за шею. Подавив волнение, Тил взял себя в руки и попытался успокоить миссис Бейли:

- Не бойтесь, миссис Бейли. Дом выдержит любое землетрясение.

Едва он успел придать своему лицу выражение спокойствия и уверенности, как дом потряс новый толчок. На этот раз это было не легкое угловое отклонение, а настоящий подземный удар. Каждый житель Калифорнии, будь он уроженец этого штата или прижился там позже, обладает глубоко укоренившимся первобытным рефлексом. Землетрясение вызывает в нем парализующую волю боязнь замкнутого пространства. Эта клаустрофобия побуждает его слепо бросаться прочь из помещения. Повинуясь этому импульсу, самые примерные бойскауты расталкивают старушек, пробиваясь к выходу. Абсолютно точно известно, что Тил и Бейли упали на миссис Бейли. Из этого следует, что она выпрыгнула из окна первой. Порядок следования на землю никак нельзя приписать рыцарству мужчин; следует предположить, что миссис Бейли находилась в более благоприятной для выпрыгивания позиции.

Они взяли себя в руки, немного привели в порядок свои мозги и протерли полные песку глаза. Их первым ощущением было чувство облегчения от того, что у них под ногами твердая почва - песок пустыни. Затем Бейли заметил то, что помешало миссис Бейли разразиться речью, готовой сорваться у нее с языка, и отчего они сразу вскочили на ноги.

- Где дом?!

Дом исчез. От него даже следа не осталось. Они стояли в центре безлюдной пустыни, которую видели из окна. Кроме истерзанных, изломанных деревьев виднелись лишь желтое небо да неизвестное светило над головой. Его обжигающий блеск нестерпимо слепил глаза.

Бейли медленно огляделся кругом, потом повернулся к архитектору.

- Что скажешь, Тил? - голос его не предвещал ничего хорошего.

Тил беспомощно пожал плечами.

- Откуда я знаю? Я даже не уверен в том, что мы на Земле.

- В любом случае мы не можем стоять здесь. Это верная смерть. Куда идти?

- Все равно куда. Давайте держать на солнце.

Так они с трудом преодолели какое-то расстояние, когда миссис Бейли потребовала отдыха. Они остановились. Тил отозвал Бейли в сторону:

- Придумал что-нибудь?

- Нет, ничего. Никаких идей. Послушай, ты что-нибудь слышишь?

Тил прислушался.

- Может быть, если это не в моем воображении.

- По звуку похоже на автомобиль. Точно, автомобиль!

Через какие-то сто метров они вышли на шоссе. Автомобиль, когда он к ним подъехал, оказался подержанным пыхтящим грузовичком, за рулем которого сидел фермер. Услышав их крики, он остановился, заскрежетав тормозами.

- Мы заблудились. Вы не поможете нам выбраться отсюда?

- О чем речь, садитесь.

- Куда вы едете?

- В Лос-Анджелес.

- В Лос-Анджелес?! А где же мы находимся?

- Да прямо посреди Национального парка Джошуа-Три.

Их возвращение было таким же удручающим, как бегство французов из Москвы. Мистер и миссис Бейли сидели в кабине рядом с водителем, а Тил трясся в кузове грузовика, стараясь как-то защитить голову от солнца. Бейли субсидировал приветливого фермера, чтобы тот подвез их к дому-тессеракту, не потому, что они жаждали снова его увидеть, а потому, что там стояла их машина.

Наконец фермер завернул за угол и подвез их к тому месту, откуда началось их путешествие. Но дома на этом месте больше не существовало. Не осталось даже помещения нижнего этажа. Все исчезло. Оба Бейли, заинтересовавшись этим помимо своей воли, вместе с Тилом искали следы фундамента.

- Есть какие-то соображения по поводу всего этого? - спросил Бейли.

- Должно быть, после второго толчка он просто упал в другое сечение космического пространства. Теперь я понимаю, что мне следовало бы закрепить его на фундаменте.

- Тебе многое следовало бы сделать.

- А вообще-то я считаю, что расстраиваться нет никаких оснований. Дом застрахован. Мы узнали много удивительного. Вероятности, друг мой, вероятности. Да, а сейчас мне пришла в голову новая великая революционная идея относительно дома...

Тил вовремя увернулся от удара.

Записан

Воин всегда проверяет, все ли в порядке. Это - неотъемлемая часть его безупречного поведения.
Evgeny
Постоялец
*****
Offline Offline

Сообщений: 1694


Email
(перенесённые из темы сообщения тут)
« Ответ #827 : 29 августа 2019, 23:32:14 »

  Все, приехали. Что Вы еще хотите?
Записан

Воин всегда проверяет, все ли в порядке. Это - неотъемлемая часть его безупречного поведения.
Pipa
Техник
Старожил
*
Offline Offline

Пол: Женский
Сообщений: 12298



Email
(перенесённые из темы сообщения тут)
« Ответ #828 : 30 августа 2019, 07:56:59 »

     Встряну в дискуссию со своим ценным замечанием :). Замечание у меня будет такое: пространство - не материальный объект, к которому применимо понятие "существует" в онтологическом смысле, а ПОНЯТИЕ, отражающее свойства материальных объектов. Будучи понятием, ничто не мешает воображению пространств любых размерностей, чем собственно математики и занимаются. И здесь никаких ограничений нет, т.к. понятия легко уживаются вместе с фантазиями.
    Но если речь идет о реальных материальных объектах, то понятия, которыми мы их описываем, обязаны реальности соответствовать. Скажем, если у слона один хобот :), то так и надо говорить, что хобот один, хотя помимо единицы существуют и другие цифры. И в принципе ничто не мешает вообразить слона с 4-мя хоботами :), но от этого такие слоны в реальности не появятся.
     Вот и утверждение о 3-мерности нашего мира, означает только то, что в нем водятся материальные объекты, имеющие 3 линейных габарита (или не более трех). Типа как стадо слонов :). Оттого и термин "3-мерное пространство" означат лишь то, что эти наши слоны могут раздуваться только в трех измерениях. Да и само слово "измерение" здесь использовано удачно, т.к. измерить можно только материальные объекты (или расстояние между ними), а пустое место измерить нельзя.
Записан
Evgeny
Постоялец
*****
Offline Offline

Сообщений: 1694


Email
(перенесённые из темы сообщения тут)
« Ответ #829 : 30 августа 2019, 21:00:12 »

Вот и утверждение о 3-мерности нашего мира, означает только то, что в нем водятся материальные объекты, имеющие 3 линейных габарита (или не более трех).

  Точнее, наш опыт общения с этими объектами таков, что мы вынуждены (или предпочитаем) смотреть на них как на имеющие три габарита. Но, в контексте нашей дискуссии, остается вопрос о возможности выхода за рамки этого опыта.

П.С. Вообразить тессеракт Вы не можете. Можете только описать его словами. В отличие от слона с десятью хоботами.
Записан

Воин всегда проверяет, все ли в порядке. Это - неотъемлемая часть его безупречного поведения.
Pipa
Техник
Старожил
*
Offline Offline

Пол: Женский
Сообщений: 12298



Email
(перенесённые из темы сообщения тут)
« Ответ #830 : 30 августа 2019, 21:42:46 »

Точнее, наш опыт общения с этими объектами таков, что мы вынуждены (или предпочитаем) смотреть на них как на имеющие три габарита. Но, в контексте нашей дискуссии, остается вопрос о возможности выхода за рамки этого опыта.

     Число хоботов у слона определяется опытом наблюдений за этими животными, а не нашими предпочтениями. Мы можем предпочесть, чтобы хоботов у слона было 4 штуки, но в реальность такое предпочтение не воплотится. Причем предпочтения, противоречащие опыту, положено называть фантазиями :).
     Выйти за рамки опыта можно лишь фантазируя, во всех прочих случаях опыт расширяется вместе с рамками. Фактически опыт (как свой, так и известный чужой) есть единственный источник информации о мире. Причем логические построения и следствия базируются на том же источнике.
Записан
Pipa
Техник
Старожил
*
Offline Offline

Пол: Женский
Сообщений: 12298



Email
(перенесённые из темы сообщения тут)
« Ответ #831 : 30 августа 2019, 22:42:27 »

Выйти за рамки опыта можно лишь фантазируя, во всех прочих случаях опыт расширяется вместе с рамками.

Не обязательно.
Мы можем создать теорию, стоящую за рамками, но при этом способную объяснить происходящее в рассматриваемой системе. Эта теория может нам помочь в выборе направления исследований.

     Опыт - находится в границах практики, а теории - полет мысли. У них разные рамки. А если разговор зашел о выходе за рамки опыта, то за эти рамки только сам опыт и может выйти, т.к. за этими рамками находится еще более обширный опыт. Точно так же и теории могут выходить за свои рамки, становясь всё более изощренными.
      Вот и Тил, который построил дом, говорит про 4-ое измерение всем давно известные вещи, т.к. в теоретическом плане он находится в рамках теоретико-математических представлений об эвклидовам 4-мерном пространстве, не добавив к ним ничего нового. Ровно так же, как и Успенский :). Тогда как Тил отличается от них тем, что имеет ОПЫТ строительства дома в этом пространстве, чего ни у вас, ни у Успенского нет. Причем даже в целях выбора направления теория вам не помогает, т.к. вы даже пальцем не можете в эту сторону показать :).
     Звёзды взрываются или коллапсируют, но и то не могут в 4-ое измерение ничего просунуть - после взрыва их масса сохраняется. И это вовсе не потому, что кто-то им про 3 измерения сказал, а про четвертое забыл.
Записан
Пелюлькин
Старожил
****
Online Online

Пол: Мужской
Сообщений: 6605


Кот свинье не товарищ.

Роман
Email
(перенесённые из темы сообщения тут)
« Ответ #832 : 31 августа 2019, 00:11:48 »

Почему? Например, я могу измерить пространство внутри бутылки.
 Ты в бутылке измеряешь геометрические параметры бутылки, а то, что нечто, ограниченное бутылкой, ты вдруг соотносишь с пространством, то енто чисто твоё додумывание никак опытно не проверяемое, кроме того, что можно точно указать, что есть относительность и соотношение твоих прошлых соотнесений и полученных в следующих опытах. Но это ровным счётом ничего не доказывает в плане того, что может соотноситься с пространством, а что нет, и что такое Пространство вообще. Это нужно головой понимать, а не задницей, господа невежды.
Записан

Прояснилось сознание, окрепла рука, вижу свет в ожидании чуда Небесного,
И как прежде по небу плывут облака, и я уверенно принимаю решение.
Моё http://forum.postnagualism.com/index.php?topic=92035.0
Асмус-Невесёлый http://forum.postnagualism.com/index.php?topic=99721.0
Evgeny
Постоялец
*****
Offline Offline

Сообщений: 1694


Email
(перенесённые из темы сообщения тут)
« Ответ #833 : 31 августа 2019, 00:39:51 »

  Сначала человек получает и обобщает опыт, потом результаты обобщения определяют методы и ограничсения для дальнейшего опыта. Вспомнил забавный тест, о котором слышал давным давно. Тест этот придумал один психололог для некой дамы  - красивой, зато очень богатой. Отбоя от мужиков (и от женихов) у нее не было. Проблема была в том, как отсеять влюбленных от корыстных.

  По инициативе психолога был построен чуть-чуть кривоватый дом. Или не сам дом был кривоват, а одна гостинаяв нем - этого досточно.  А поскольку и мебель была подбрана настолько же и в том же духе кривоватая под стать гостиной, то кривизна помещения не сразу бросалась в глаза. Ведь мы привыкли и уверены, что помещения в доме  являются точными прямоугольными параллелепипедами, а впечатления, которые с этими не совпадают, игнорируются.

  И вот гость входит, автоматически видит помещение, а из двери напротив выходит ОНА. Поскольку дама, в отличие от мебели, деформации не подвергалась, то на фоне кривой - но принимаемой за прямую - комнаты она сама выглядела кривобоко.  Соискатель счастья-лицемер не мог сдержать насмешливой улыбки и этим выдавал себя.

 Напротив, искренне влюбленный видел перед собой только совершенство в лице своей дамы. Он скорей заметит, что дом кривой, чем увидит в Ней  какое-то отклонение от идеала.

Но меня интересует первая часть опыта. Это пример, как сильна в человеке предустановка, особенно если она прежде всегда подкреплялась опытом. Трехмерность пространства - такая предустановка.


Записан

Воин всегда проверяет, все ли в порядке. Это - неотъемлемая часть его безупречного поведения.
Evgeny
Постоялец
*****
Offline Offline

Сообщений: 1694


Email
(перенесённые из темы сообщения тут)
« Ответ #834 : 31 августа 2019, 09:03:21 »

   Наш опыт ограничен тремя измерениями либо по психологическим причинам либо по физическим. О первом я сказал выше. Теперь насчeт второго. Не буду про теорию струн. Приведу в коротком изложении рассуждения Хинтона, который про нее не слышал.
  Даже в трехмерном мире мы в основном перемещаемся только по поверхности Земли. К ней нас прижимает сила тяжести. Допустим, что мир имеет четыре пространственных измерения, но в нем есть четырехмерная гиперсфера, и мы находимся на ее гиперповерхности. Если простая поверхность считается двумерной, то гиперповерхность трехмерна. К ней нас прижимает такая же сила, но более мощная, так что нас буквально плющит по гиперсфере. Она - весь наш мир. Мы и глаз вверх поднять не можем,  не то что пальцем показать, тем более перемещаться. А бестелесные сущности - могут.

П.С. Верх и низ в четвертом измерении у Хинтона называются ana, kata.
Записан

Воин всегда проверяет, все ли в порядке. Это - неотъемлемая часть его безупречного поведения.
Pipa
Техник
Старожил
*
Offline Offline

Пол: Женский
Сообщений: 12298



Email
(перенесённые из темы сообщения тут)
« Ответ #835 : 31 августа 2019, 10:29:59 »

В четвертое измерение нельзя попасть трехмерному существу и трехмерным приборам. Это как если бы нарисованный человечек попытался бы попасть в третье измерение. Ему на роду написано быть плоским. Так он устроен.

     Так это не только человечка касается и его приборов, но и всего остального в нашем мире! Человек может в каких-то частностях ошибаться, передоверившись своему чувственному восприятию и книжному обучению, однако весь мир не станет ему подыгрывать в его заблуждениях. Будь литровая бутылках 4-мерной, то в нее не кило воды бы влезало, а целый океан. Да и газ из шампанского в 4-ое измерение уходил :). И это не потому, что булка такая порочная из-за того, что человек ее сделал - тоже самое касается и естественных водоемов. И птицы из клеток никуда не улетают, хотя человек не обучал птиц своим "трехмерным предрассудкам".

Это пример, как сильна в человеке предустановка, особенно если она прежде всегда подкреплялась опытом. Трехмерность пространства - такая предустановка.

     А раз так, то Evgeny неправ, утверждая, что что "трехмерность пространства - такая предустановка". Ибо размерность пространства это настолько всеобъемлющая вещь, что не могла бы долго маскироваться под меньшее число измерений. Т.е. отнести размерность физического пространства число к психологической ошибке никак не получится.
     А вот утверждение Корнака, вполне годится, если убрать из него ограничение сферой "человека и его приборов". Но тогда получится именно то, о чем я и говорю - содержимое мира трехмерно по своим свойствам. А именно это и есть признание трехмерности нашего мира. А если где-то есть другие миры, населенные объектами с большим числом измерений - то эти миры не наши!
Записан
Evgeny
Постоялец
*****
Offline Offline

Сообщений: 1694


Email
(перенесённые из темы сообщения тут)
« Ответ #836 : 31 августа 2019, 10:53:55 »

 
Это как если бы нарисованный человечек попытался бы попасть в третье измерение.

  А ведь у нарисованного человечка толщина-то есть. ;)
Он ведь трехмерный, человечек, только этого не знает.
Записан

Воин всегда проверяет, все ли в порядке. Это - неотъемлемая часть его безупречного поведения.
Pipa
Техник
Старожил
*
Offline Offline

Пол: Женский
Сообщений: 12298



Email
(перенесённые из темы сообщения тут)
« Ответ #837 : 31 августа 2019, 11:35:39 »

Нет, ты все время пытаешься представить 4 измерение как подобие первых трех и запихать в него чего-нибудь.
4 измерение - "всего лишь" время со всеми вытекающими последствиями.
А что было вчера и что будет завтра? Да все то же самое, что и сегодня. Если сегодня есть бутылка воды, то и вчера может быть только бутылка воды, а не какой-то океан.

     Придумать для 4-ого измерения неметрическую координату - идея, конечно, оригинальная :). Однако кардинально проблему она не решает. Сейчас объясню почему.
     Пространственные измерения по своей сути - степени свободы для механического перемещения. Четвертая метрическая координата отрицается только потому, что в нашем мире неизвестны объекты, обладающие 4-мя степенями свободы. Т.е. трехмерность пространства есть лишь констатация механики нашего мира.
     Кстати, Землю довольно долгое время считали плоской :), и не безосновательно, т.к. перемещение вдоль третьей координаты (вертикальной) было затруднительно. Ровно по той же причине мы отрицаем и существование 4-ой координаты - ни мы, ни прочие известные нам объекты, вдоль нее перемещаться не умеют. А потому трехмерность мира - не религия и не самовнушение, а признание недоступности 4-ой координаты для путешествий.
     Если же взять за основу идею, что 4-ым измерением является время, то ситуация от этого в корне не изменится - по-прежнему объекты нашего мира не могут слетать в прошлое или будущее, а чтобы затем вернуться обратно. А раз так, то и по временной координате наш мир жестко привязан к "сейчас", тогда как движение по этой координате трактуется спекулятивно. Типа того, что если даже "плоскость "нашего мира и движется, как одно целое, в пространстве большей размерности, то от этого наш мир большего числа измерений не приобретает, будучи 3-мерным сечением более многомерного пространства. При этом мы по-прежнему остаемся зажатыми в "здесь и сейчас", т.к. новые измерения не являются для нас степенями свободы.
Записан
Pipa
Техник
Старожил
*
Offline Offline

Пол: Женский
Сообщений: 12298



Email
(перенесённые из темы сообщения тут)
« Ответ #838 : 31 августа 2019, 12:06:28 »

Мысли имеют протяженность во времени. Они не могут существовать в настоящем, в разрезе времени, как предметы.

     Мысли - инструмент ментального моделирования, а при моделировании никакие реальные объекты в пространстве не перемещаются. Поэтому если человек в своих мыслях/фантазиях передвигает горы, то отсюда не следует, что горы и в самом деле от этого сдвинутся с места, поскольку результат моделирования сам собой в реальности не воплощается, а требует от человека труда в силу его возможностей. Точно так же воспоминания о прошлом и мечты о будущем не означают временного перемещения ни самого субъекта, ни а каких-либо частей его организма. Ибо моделирование во временных рядах имеет ровно ту же природу, что в пространстве.
Записан
Evgeny
Постоялец
*****
Offline Offline

Сообщений: 1694


Email
(перенесённые из темы сообщения тут)
« Ответ #839 : 31 августа 2019, 20:04:02 »

В 4 измерении лежат новые свойства, неспособные пребывать в трех измерениях.Например, жизненные явления. 

Ecли это время, то в 4 измерении лежат ВСЕ процессы. 
Записан

Воин всегда проверяет, все ли в порядке. Это - неотъемлемая часть его безупречного поведения.
Страниц: 1 ... 54 55 [56] 57 58 ... 111  Все
  Печать  
 
Перейти в:        Главная

Postnagualism © 2010. Все права защищены и охраняются законом.
Материалы, размещенные на сайте, принадлежат их владельцам.
При использовании любого материала с данного сайта в печатных или интернет изданиях, ссылка на оригинал обязательна.
Powered by SMF 1.1.11 | SMF © 2006-2009, Simple Machines LLC