Между прочим, отдельные экземпляры животных оказываются развитее в этом отношении, чем среднеразвитый и слаборазвитый человек. И даже зачатки абстрактного мышления демонстрируют. (Кстати, Ксендзюк где-то в средних книгах привычно-безапелляционно писал, что абстрактное мышление - прерогатива человека.) Да, некоторые люди уступают в развитости даже животным, что, их страх смерти, чувство собственной важности, жалость к себе и т.д. становятся несчитовы? Это получились какие-то другие базальные комплексы?
Дело вовсе не в том, какова разница и насколько человек может развитее и мудрёнее раскручивать своё чувство собственной важности. Само собой, разница есть, с этим никто не спорит.
Дело в том, что Ксендзюк говорит, что только человек знает, что такое страх смерти, чувство собственной важности, жалость к себе и т.д. А ведь отнюдь. Вот и весь сыр-бор. Углубление в тонкости отличий - дело седьмое. Никто и не утверждает, что животные и люди испытывают одинаковые по сложности чувства. Да даже среди самих людей разница бывает огромна. Важно, что всё это - суть одни и те же чувства, и механизмы их действия - одинаковы. И они есть не только у людей. Всё.
А если бы Ксендзюк обсуждаемым абзацем хотел просто поведать нам страшную нагуалистическую тайну, что человек в целом в своей психической деятельности (страх смерти, чувство собственной важности, жалость к себе и т.д.) заходит куда дальше животных, то именно так и надо было писать, согласны?
"Мы согласны" (автор).
Речь идет о фактах
описания, созданного человеком.
Наблюдая за поведением животных, мы исходим из своего описания и интерпретируем их реакции так, чтобы они совпадали с нашим, человеческим описанием. Поэтому я и пишу, что только человек знает страх смерти, ЧСВ и жалость к себе. У животных есть ощущения и чувства, которые напоминают наблюдателю то, что мы считаем страхом смерти, ЧСВ и жалостью к себе. Но поскольку у животных нет описания, мы всего лишь приписываем им то, что знаем сами. Я считаю, что у животных это - совокупность рефлексов и инстинктов.
Когда животное испытывает то, что нам кажется
страхом смерти? В момент непосредственной угрозы его выживанию - верно? А человек живет, время от времени испытывая страх смерти, на протяжении всей своей сознательной жизни. Когда вы впервые испытали страх смерти? Я помню, что осознал это чувство лет в 14. Не представляю, что животное на это способно.
А чувство собственной важности? А жалость к себе? Все это выросло из инстиктивного поведения высших млекопитающих, но по сути своей оно у человека
совершенно иное.
Мы живем в созданном нами
описании, где эмоции и реакции рождаются в результате рефлексии. Если животное способно к рефлексии, если оно может создать описание мира - это уже не животное, а вид разумного и осознающего существа.
Но мы знаем только один вид разума - такой, как у человека. Он реализует себя
через язык (систему сигналов с определенной семантикой) и
прогрессирующее изменение окружающей среды. Мы создали описание мира и стали
подстраивать внешнюю среду под себя.
В этом - суть разума (по крайней мере, для нас, для людей). Все остальное - догадки.
Почему, например, даже такое развитое существо, как дельфин, не изменяет среду обитания? Почему не изменяет среду ни один высший примат, ни одно известное животное? На мой взгляд, это связано с отсутствием у них
описания мира. А если у человека отнять описание мира, сможет ли он испытывать страх смерти, ЧСВ и жалость к себе? Он будет что-то переживать, но что? Очевидно, что-то подобное тому, что переживают приматы.
В любом случае - это качественно иные чувства и переживания.