Но намекну всё же: Сознание, Психика, Ощущения, Квалиа всё это не редуцируется в физические и химические процессы.
Осталось уточнить - все эти фишки они есть в действительности? Или это мифические понятия
не заслуживающие обсуждения и исследования?
Редукция говорите? Тогда задам встречный вопрос: "То, что живой организм состоит из молекул, это редукция или нет?". И
если в этом случае редукция, на ваш взгляд, недопустима, то что вместо нее? Считать, что биохимические процессы идут сами по себе, а жизнь по отношению к ним имеет какой другой источник? Типа, что ее в нас кто-то всемогущий вдохнул или выдохнул?
Возьмем для примера ... картежную игру в подкидного дурака
. Очевидно, что здесь сама эта игра и ее правила не редуцируются до строения самих карт. Т.е. исследуя то, как устроены/сделаны карты в колоде, нельзя определить, как будет протекать игра в дурака с их участием. Почему невозможно? - А невозможно только потому, что по отношению к картам играют в дурака "внешние силы", которые не являются порождением физической природы карт. И в самом деле это так, поскольку ту же карточную колоду "внешние силы" могут использовать не только для игры в дурака, но для многих других целей - например, гадать на них или показывать карточные фокусы.
Тогда как живой организм можно вырастить хоть в пробирке (если он достаточно мал, чтобы в ней поместиться). Например, это может быть какой-то микроорганизм, гриб или растение. Но в этом случае никакие "внешние силы" его ростом и развитием извне не управляют. И тому подтверждением может служить возможность вырастить в той же пробирке и на той же питательной среде какой-то другой микроорганизм, гриб или растение. Поэтому
в таких случаях редукция возможна всегда. А если она возможна для микроорганизмов, то отчего бы ней перестать быть возможной при увеличении размеров организма?
А человеческий организм имеет здесь лишь ту специфику, что является самообучающейся системой, а стало быть, на формирование его "квалиа" оказывает влияние социум. В последнем случае влияние социума нельзя не учитывать. Однако вопросы, связанные со зрением (происхождения глаза), очевидно внесоциальны, а потому с полным основанием могут рассматриваться, как производные физических и химических процессов. А чего же еще?
Вот и изобретение Бога потребовалось только для того, чтобы отказать редукции в праве на применение. В самом деле, если все процессы протекают с "Божьего соизволения" и по "Божьему наущению", то бесполезно исследовать внутреннюю природу объектов, поскольку в этом случае все они - игрушки в руках Бога, пути которого неисповедимы по определению.