Раз уж с подачи Пелюлькина разговор ушел в философию, что и я встряну, т.к. кое-какие аналогии кажутся мне далеко неслучайными.
Существуют два таких полярных понятия в философии, как "редукционизм" и "холизм". .... Оба эти термина (редукционизм и холизм) имеют прямое отношение к "объяснению мира", когда редукционизм рассматривает свойства целого (а нас как раз весь мир интересует, как целостность), как сумму свойств его частей, полагая, что любым своим свойствам/качествам целое обязано какой-то своей части/элементу, который этим свойством "заведует". ...
Теперь про холизм. Это, можно сказать, - редукционизм наизнанку. Здесь приоритет отдается целому, как носителю всех свойств/качеств одновременно, тогда как его частям/элементам отводятся лишь представительские функции выражать те или иные качества целого, которое оно им делегирует. .....
......
Уважаемая,
Pipa, очень трудно мне с вами согласиться даже в трактовке Понятия ХОЛИЗМ, ибо Холимз, не просто сумма частей, это такая сумма частей в которой за счёт Холизма образуется принципиально новое качество, несводимое даже к сумме частей Причём это особое качество принято рассматривать как аттрактор к некому Холизму.Допустим Сознание не сводимо ни к мозгу, ни к чему-то ещё. И сознание есть аттракция к Смыслу проявления Разума,что есть Холизм. Уважаемая,
Pipa, посудите сами, что пишут про это современные философы:
Именно, как высшая философская Категория, в
Антропологической парадигме разумения Универсума Вселенной и Универсалий ея Природ, выступает такое могучее философское
Понятия, как
Холизм---что есть философской концепцией, утверждающей приоритет целого, перед составляющими его частями, его онтологическую самостоятельность и несводимость к сумме частей и выполняемых ими функций.
«Целое не есть аддитивность суммы составляющих его элементов и подсистем. Напротив, функционирование и развитие последних полностью определяется целями целого как такового», холизм как кредо. Холизм опирается, прежде всего, на анализ функционирования биологических и социальных систем, однако иногда претендует и на универсальность своего применения синергетики, включая и неорганический мир
(Бытие вообще, Космос, галактика, Солнечная система, Земля и т. д.). В философии науки холизм представлен такими именами, как Аристотель, Кеплер, Гегель, Шеллинг, Тейяр де Шарден, Анри Пуанкаре и др.
(как Принцип системности, Синергетика). Носителем всех органических свойств в Xолизме объявляется чувственно невоспринимаемое материальное поле
(подобное монаде Лейбница), остающееся постоянным при всех изменениях организма. Целое
(целостность) трактуется в Xолизме, как высшее философское понятие, синтезирующее в себе объективное и субъективное; оно провозглашается
«последней реальностью универсума». Согласно Xолизму, высшая конкретная форма органической целостности (в антропологической парадигме) — человеческая личность, придавая мистический характер
«фактору целостности», и Холизм считает этот фактор непознаваемым
(как и Истину). Идеи Xолизма такого толка развивали
А.Мейер-Абих (Германия),
А.Леман (Франция). В современной западной литературе термин
«Xолизм» иногда используется для обозначения
принципа целостности:
(как, допустим, юридический Принцип цельности при изучении и оценке личности), который требует учитывать не какую-нибудь отдельную черту или реакцию изучаемого человека, а совокупность черт, реакций, качеств, свойств и отношений. Н.Г. Чернышевский считал, что надо
«рассматривать каждую сторону деятельности человека как деятельность... всего его организма, от головы до ног, включительно»* - Чернышевский Н.Г.
Антропологический принцип в философии. М., 1944. с. 83. Принцип конкретно-исторического подхода к оценке интересующей нас личности предполагает изучение истории жизни оцениваемого, его роста и развития, а также условий, в которых он социализировался.
Холизм полагает
гносеологический принцип гласящий: познание целого должно предшествовать познанию его частей.
Здесь прежде всякого повествования и размышления, именно есть необходимость выделить выделить
гармонику Имплицитности, что только
Имплицитная Информация может быть поставлена в соответствие с
Вещественной и любой другой
содержательностью, как
Универсальный Аналитико-Философский Подход (ведь согласно
Принципа системности, закономерность отнесения речевого эквивалента или к Абсурду, или к Содержательному случаю---экстраполируется и на всякий универсальный {и даже Метафизический} универсальный Эквивалент, потому мой коррелят в Понятии -
Имплицитная Информация, имеет, думаю, неисчерпаемый смысл, тогда как бессмысленное и нет смысла рассматривать, и потому дополнительный термин не имеет смысла). Отсюда заметна та Великая роль, которую играла Религия у любых народов, ибо именно религия задавала то Целое (
Холизм полагает
гносеологический принцип гласящий: познание целого должно предшествовать познанию его частей), к которому как к Истине стремилось и Познание, и Душа человеческие. Но Религия---не Магия
(магия маниакально деспотична и тиранически одиозна).
Религиозная философия наиболее адекватна и имеет посылкой немощность человека в притязании во всём быть себе и Природе властелином (что описывал и Бронислав Малиновский
Магия, Наука и Религия) и ставит его перед необходимостью Веры и Молению к Богу (Будде, АЛЛАХУ) или богам. И должно быть именно так, ибо для адекватного человека очевидно, что его возможности крайне ограниченны, и человек действительно не знает во что он верит, но Исследование Религиозной Мифологемы, никак не отрицает возможности сделать---как и свою веру ближе к Богу (Будде, АЛЛАХУ), Истине или богам, так и получить посмертное воздаяние воссоединения с Богом, по достойному удержанию религиозного благоразумия. Но вот безверие
(как и Тиранический деспотизм одиозности магии науки), и такая же по сути примитивная Тираническая Магия---это точная фрустация благоразумия, как безумие
(Псалом 13:1 – Рече безумец в сердце своём: несть Бог), а безумцы сами по себе совершенно лишены возможности совершать нечто благоразумное, и вразумляются только ужасами, бедами и скорбями, чтоб обретали религиозное благоразумие в осознании немощи человеческой и хоть худо-бедно, но уповали на обретение мудрости, именно как обретение веры, взамен мании величия.
Потом, ведь известно, что информация может передавать и Абсурд, который не осмысляется по отсутствию содержательности, а просто констатируется Абсурд, и отвергается. Потому, если
Информационный подход может иметь место в парадигме Мира, как это притязала связать
Квантовая Теория Сознания, то Информации сопоставляется некое содержание
(в т.ч. и вещественное, и как Природа сознания), потому, эта информация обязана быть Имплицитной, в самом
Принципе Имплицитности, подавая
Идею той Первопричины (Холизма Природ Духовного и вещественного в Боге-Истине), что имплицитно предваряет соответствие
Имплицитной информации и
Природ Вещественного, и есть
Содержанием этого Имплицитного соответствия, как та Единица, и то Немножественное Сущее, которое есть
суть Метафизическая основа всего Сущего вообще. В такой форме мною поставленной Проблеме связи обобщения
Квантовой и Других парадигм Сознания и Бытия, как раз разрешаются и проблемы Теории прояснения
Метафизики Сущего, что точно соответствует инвариантности
Закона импликации Строгой: “Истина (необходимое) следует из всего” - (Джон Льюис), а также непротиворечиво совместимо и с Высшей Религиозной Парадигмой -
Бог есть всё и предваряет всё, но никакая часть от всего---не есть Бог, как суть Принцип Холизма.
В более узком смысле под холизмом понимают
“философию целостности”, разработанную философом
Я.Смэтсом (ЮАР), который в 1926 и ввел термин
“холизм”. Изложенную концепцию Холизма, как Прагматизм, описал и Ч.С.Пирс.
В.Н.Порус (
66) описывает это так:
“Он (Пирс) является реалистом в двух смыслах,- пишет M.Томпсон.-
Когда он утверждает реальность универсалий, представленных в обобщениях, истинность которых окончательно установлена, его можно было бы назвать реалистом в схоластическом смысле этого термина... Но когда Пирс говорит, что индивиды обладают своим собственным бытием или реальностью [как зависимость от познавательной деятельности духа] – как тем, что он называет "существованием", - он реалист уже в ином смысле: он полагает, что реальность существования---есть его независимость от способа, каким таковое представлено в познании. Отсюда надлежало признать, что если не существуют индивиды, то не могут быть реальными и универсалии” с 349. И для того, чтобы познание вообще могло состояться, необходимо реальное существование познаваемых вещей. В то же время
(как утверждает Пирс) реально существуют только универсалии – как истинные обобщения познающего духа
[Как реальность наших объективных о действительности представлений, сформированных осознанием прошлого {аппелирущего ко всей интеллектуальной наследственности в проявлении языка у целых сообществ, и этим---в Разработке С.Крипке---Есть способ и Возможность установления Максимально возможной Истины, которую только можно установить}, апперцептивно репрезентирующихся гештальтом интенций восприятия настоящего, более чем очевидно представляя Темпоральный прогресс сознания в статусе Единства с сущностью сознания]. Реальность разлучается с существованием [в том смысле, каким оно понимается в сознании] – это, другая форма уже упомянутого нами парадокса.
"Решить" его Пирсу удается только по-Кантовски - разведя
"реальность" и "существование" по разные стороны возведенной им самим баррикады:
индивиды, объекты, как бесконечные совокупности определений [сознания] не могут быть актуализированы в конечном опыте ("измерены человеческой мерой") и, следовательно, не обладают "реальностью", хотя и существуют.
“Если человек есть мера всех вещей, как говорил Протагор,
тогда нет никакой завершенной реальности; но даже тогда бытие, конечно, есть” c 350 - писал Чарльз Пирс. И с этим нужно согласиться, ибо и человеческие моральные Принципы несут в себе все признаки Универсалий Холизма, как и Истинные Законы и
Истина Всех Миров. Вообще, Холизм представляет собой широкую мировоззренческую позицию, по-разному проявляющуюся в caмых различных областях. В частности, с точки зрения холизма совокупность предметов, образующих целостность, обретает некое новое качество, которое отсутствует во входящих в эту целостность предметах. Связи между элементами такой совокупности имеют законоподобный характер и определяют место в ней каждой части. Наконец, целое придает своим частям новые свойства. Что может быть понято, как то, что Вселенная такова какова она есть только, чтобы и Земля, и всё вещественное---могли быть вечно, хотя бы для того, что бы вечными были и универсалии Природ вещественного, и для того, чтобы в практике вещеcтвенного мог Сознанием обнаруживаться и Сам Бог, причём Абсолютно Законно и выводимо, что выводит и философия и мною это доказано как Принцип
Тезиса обобщённости философского абсолютизма (ТОФА) и
Теория Истины … ∃∀, и описывается как Принцип вообще, и как Закон.